Единая база данных решений судов общей юрисдикции Российской Федерации
 

Решение

Дата опубликования: 18 марта 2011 г.

Басманный районный суд Москвы

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

<адрес> 25 января 2011 года

Басманный районный суд города Москвы в составе председательствующего судьи Курносовой О.А., при секретаре Зубареве А.В., с участием истца Рассказова Д.С., представителя ответчика Мезенцевой С.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-521/11 по иску Рассказова Д.С. к Государственному учреждению - Главное Управление Пенсионного фонда Российской Федерации № 10 по городу Москве и Московской области о признании отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным, обязании включить период работы в специальный стаж в льготном исчислении, признании права на досрочную трудовую пенсию по старости,

УСТАНОВИЛ:

Рассказов Д.С. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Главное Управление Пенсионного фонда Российской Федерации № 10 по городу Москве и Московской области (далее - ГУ - ГУ ПФР № 10), в котором просит признать отказ в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным, включить период работы с 11.05.1999 года по 28.12.2006 года в должности <данные изъяты> в организации «Некоммерческая организация Медицинский фонд МСЧ №1 АМО ЗИЛ» в специальный стаж, признать право на досрочную трудовую пенсию по старости, ссылаясь на то, что имеет необходимый стаж лечебной работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, однако в назначении такой пенсии ответчиком необоснованно отказано.

Истец в судебное заседание явился, исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика ГУ -ГУ ПФР № 10 Мезенцева С.И. в судебное заседание явилась, иск не признала, полагая его необоснованным, указывая, что нарушений законодательства пенсионным органом не допущено.

Представитель третьего лица - Медицинского фонда «Медсанчасть № 1 АМО ЗИЛ» в судебное заседание не явился, о дате судебного заседания извещен надлежащим образом, ранее представил письменный отзыв (л.д. 33-35).

В силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица, не явившегося в судебное заседание.

Проверив материалы дела, выслушав участников процесса, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что 09.02.2010 года истец обратился в комиссию по вопросам реализации пенсионных прав граждан Управления ГУ - ГУ ПФР № 10 с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью. Решением указанной комиссии от 07.05.2010 года в назначении досрочной трудовой пенсии по старости истцу отказано ввиду отсутствия у него необходимого (не менее 30 лет) стажа лечебной работы; стаж работы, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, признаваемый ответчиком ГУ - ГУ ПФР № 10, составил 19 лет 10 месяцев 27 дней; период работы 11.05.1999 года по 28.12.2006 года не включен в специальный стаж со ссылкой на то, что деятельность медицинских работников должна осуществляться только в государственных и муниципальных учреждениях, в отношении работников медицинских учреждений законодателем определена единственная организационно-правовая форма - «учреждение»; некоммерческая организация - Медицинский фонд МСЧ №1 АМО ЗИЛ не имеет статуса государственного или муниципального учреждения.

Статьей 7 Федерального Закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального Закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Согласно пункту 3 статьи 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости согласно подпункта 7 -13 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Однако, из указанной нормы не вытекает, что Правительство Российской Федерации наделяется полномочиями самостоятельно регулировать пенсионные отношения медицинских работников и по своему усмотрению вводить дополнительные по сравнению с законом ограничения права на пенсионное обеспечение за выслугу лет. При осуществлении предоставленных ему полномочий Правительство Российской Федерации связано не только законодательными нормами, но и обязано учитывать предписания статьи 19 Конституции РФ, в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 утверждены Список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В соответствии с п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев.

В таком же порядке в стаж работы засчитываются периоды работы в соответствующих должностях в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи), перечисленных в пунктах 1-3 перечня в организациях (структурных подразделениях), указанных в пункте 6 настоящих Правил.

В Перечне структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, являющемся приложением к вышеупомянутым Правилам, предусмотрена должность врача-хирурга (оперирующие врачи-специалисты всех наименований) в операционном блоке.

Как следует из материалов дела Рассказов Д.С. был принят 11.05.1999г. по Приказу от 14.05.1999г. на должность <данные изъяты>.

С 01.03.2006г. по Приказу от 01.03.2006г. Рассказов Д.С. переведен на должность <данные изъяты>.

Как установлено в судебном заседании, в период с 11.05.1999г. по 28.12.2006г. работал <данные изъяты> в организации «Некоммерческая организация Медицинский фонд МСЧ №1 АМО ЗИЛ».

В указанный период Рассказов Д.С. работал в режиме полной рабочей недели, полного рабочего дня, на полную ставку.

В штатном расписании «Некоммерческая организация Медицинский фонд МСЧ №1 АМО ЗИЛ» присутствует отделение сосудистой хирургии, в отделении имеется должность врача сердечно-сосудистой хирургии, в операционном блоке больницы также имеется должность врача-хирурга для оказания круглосуточной экстренной медицинской помощи.

С 29.12.2006г. в связи со сменой собственника, на базе больничного комплекса «Некоммерческая организация Медицинский фонд МСЧ №1 АМО ЗИЛ» создана ГУЗ «Городская клиническая больница №12 Департамента здравоохранения города Москвы», Приказ от 29.12.2006г. .

Рассказов Д.С. в период с 29.12.2006г. по 31.12.2009г. и с 01.01.2010г. по 09.02.2010г. занимал должность <данные изъяты> Городской клинической больницы №12 Департамента здравоохранения города Москвы.

Как усматривается из должностной инструкции врача сердечно-сосудистой хирургии отделения сосудистой хирургии, на эту должность назначается лицо с высшим специальным образованием.

По своей специальности врач сердечно-сосудистый хирург должен знать современные методы профилактики, диагностики, лечения и реабилитации; содержание и разделы сердечно-сосудистой хирургии как самостоятельной клинической дисциплины; задачи, организацию, структуру, штаты и оснащение службы сердечно-сосудистой хирургии.

Врач оказывает квалифицированную медицинскую помощь по своей специальности, используя современные методы профилактики, диагностики, лечения и реабилитации. На основании клинических наблюдений и обследований, сбор анамнеза, данных клинико-лабораторных и инструментальных исследований устанавливает (или подтверждает) диагноз. В соответствии с установленными правилами и стандартами назначает и контролирует необходимое лечение, организует или самостоятельно проводит необходимые диагностические, лечебные, реабилитационные и профилактические процедуры и мероприятия. В стационаре ежедневно проводит осмотр больного. Вносит изменения в план лечения в зависимости от состояния пациента и определяет необходимость дополнительных методов обследования и т.д.

По должностной инструкции врача-хирурга для оказания круглосуточной экстренной медицинской помощи операционного блока, на эту должность назначается лицо, имеющее высшее медицинское образование, прошедшее послевузовскую подготовку или специализацию «Хирургия».

В обязанности врача-хирурга входит оказание квалифицированной помощи по своей специальности. На основании клинических наблюдений и обследований, сбор анамнеза, данных клинико-лабораторных и инструментальных исследований устанавливает (или подтверждает) диагноз. Определяет тактику ведения больного в соответствии с установленными правилами и стандартами. Назначает необходимые для комплексного обследования пациента методы инструментальной, функциональной и лабораторной диагностики и т.д.

Согласно справке «Некоммерческая организация Медицинский фонд МСЧ №1 АМО ЗИЛ», после реорганизации Медико-санитарной части №1 АМО ЗИЛ в Некоммерческую организацию «Медицинский фонд Медсанчасть №1 АМО ЗИЛ» и смены собственника больничного комплекса, вид деятельности не изменился, должностные обязанности и инструкции не претерпели изменений. За весь период работы в «Некоммерческой организации Медицинский фонд МСЧ №1 АМО ЗИЛ» истец выполнял работу по оказанию медицинской помощи, работал в режиме полного рабочего времени и полной рабочей недели на полную ставку.

Достоверность содержащихся в указанной справке сведений, представленных незаинтересованной в споре стороной, со стороны ответчика ГУ - ГУ ПФР № 10 ничем не опровергнута, тогда как стороны, наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности процесса, должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений (ст. 12, 56 ГПК РФ), и принимают на себя все последствия совершения или несовершения тех или иных процессуальных действий.

В соответствии со ст. 25 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты трудовой пенсии, а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, проанализировав должностные инструкции <данные изъяты>, суд приходит к выводу о том, что в период работы с 11.05.1999 года по 28.12.2006 года в должности <данные изъяты> в «Некоммерческой организации Медицинский фонд МСЧ №1 АМО ЗИЛ» Рассказов Д.С. выполнял работу, аналогичную работе в должности <данные изъяты> Городской клинической больницы №12 Департамента здравоохранения города Москвы, т.е. работу, которая в соответствии с указанным ранее Перечнем (где указаны оперирующие врачи-специалисты всех наименований в операционном блоке) дает право на подсчет стажа лечебной работы с использованием льготного порядка исчисления как год за год 6 месяцев.

Таким образом, период работы Рассказова Д.С. с 11.05.1999 года по 28.12.2006 года в должности <данные изъяты> в «Некоммерческой организации Медицинский фонд МСЧ №1 АМО ЗИЛ» подлежит включению в специальный лечебный стаж истца Рассказова Д.С. в льготном исчислении как год за год 6 месяцев; при включении в льготный стаж указанного периода работы как год работы за год 6 месяцев он приобретает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с 09.02.2010 года, поскольку стаж его лечебной работы на эту дату составит более 30 лет.

Позиция суда соответствует разъяснению, содержащемуся в п. 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» от 25.12.2005 года № 25 о том, что в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Согласно п. 1 ст. 19 Федерального закона от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за ней, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Таким образом, назначение трудовой пенсии обусловлено наличием права на указанную пенсию, реализация которого зависит от волеизъявления обладателя этого права.

Следовательно, если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что на момент первоначального обращения за трудовой пенсией в пенсионный орган гражданин имел право на указанную пенсию, однако не располагал необходимыми сведениями и (или) документами, подтверждающими право на пенсию, и не смог представить их в установленный трехмесячный срок по не зависящим от него причинам, то суд вправе удовлетворить требование истца о назначении ему трудовой пенсии по старости с момента первоначального обращения за указанной пенсией.

Данное толкование не противоречит ст. 19 Федерального Закона от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и гарантирует гражданину своевременное пенсионное обеспечение.

При таких данных, суд полагает возможным обязать ГУ - ГУ ПФР №10 назначить истцу Рассказову Д.С. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью с 09.02.2010 года, то есть со дня обращения за пенсией.

Таким образом, заявленные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме по ранее приведенным мотивам.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Признать незаконным решение комиссии по вопросам реализации пенсионных прав граждан Управления № 10 Государственного учреждения - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации № 10 по городу Москве и Московской области от 07 мая 2010 года в части отказа в назначении Рассказову Д.С. досрочной трудовой пенсии по старости.

Включить в подсчет стажа Рассказова Д.С., дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, период его работы с 11.05.1999 года по 28.12.2006 года в должности <данные изъяты> в «Некоммерческой организации Медицинский фонд МСЧ №1 АМО ЗИЛ» как год работы за год и шесть месяцев.

Обязать Государственное учреждение - Главное Управление Пенсионного фонда Российской Федерации № 10 по г. Москве и Московской области назначить Рассказову Д.С. досрочную трудовую пенсию по старости с 09 февраля 2010 года.

Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение 10 дней.

Судья О.А. Курносова