Решение
Дата опубликования: 11 апреля 2011 г.
Басманный районный суд Москвы
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Москва 15 марта 2011 года
Басманный районный суд города Москвы в составе председательствующего судьи Лопаткиной А.С. при секретаре Морозовой М.А. рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-969/11 по иску Салтыкова К.С. к Государственному учреждению - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации № 10 по г. Москве и Московской области о включении периодов работы и службы в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, обязании назначить досрочную трудовую пенсию по старости,
УСТАНОВИЛ:
Салтыков К.С. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации № 10 по г. Москве и Московской области (далее - ГУ-ГУ ПФР № 10), в котором, уточнив исковые требования, просит включить периоды работы с 01.04.2001 года по 30.06.2001 года, с 01.01.2002 года по 04.09.2003 года в качестве <данные изъяты> в ООО « <данные изъяты>», период прохождения военной службы в Вооруженных Силах с 13.06.1989 года по 11.05.1991 года в специальный стаж и назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с творческой деятельностью, ссылаясь на то, что имеет необходимый стаж творческой работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, однако в назначении такой пенсии ответчиком отказано.
Истец Салтыков К.С. и его представитель Калинкин А.В. в судебное заседание явились; уточненные исковые требования поддержали в полном объеме.
Представитель ответчика ГУ -ГУ ПФР № 10 Малютина С.Н. в судебное заседание явилась; иск не признала, считая его необоснованным, указывая, что нарушений действующего законодательства при отказе Салтыкову К.С. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости не допущено, поскольку служба в Вооруженных Силах в должности <данные изъяты> не дает права на досрочное пенсионное обеспечение, периоды работы с 01.04.2001 года по 30.06.2001 года, с 01.01.2002 года по 04.09.2003 года не учтены, так как не подтвержден льготный характер работы и индивидуальные сведения на истца сданы работодателем без кода льгот.
Проверив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1); государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (часть 2).
Статьей 7 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с пп. 12 п. 1 ст. 28 данного Закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях (в зависимости от характера такой деятельности) не менее 15 - 30 лет и достигшим возраста 50 - 55 лет либо независимо от возраста.
Согласно пункту 3 статьи 28 названного Закона списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости согласно подпунктам 7 - 13 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы утверждаются Правительством РФ.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 12 п. 1 ст. 28 названного Федерального закона применяется Список профессий и должностей работников театров и театрально-зрелищных предприятий и коллективов, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 28.08.1991 N 447. При этом п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 не признано утратившим силу Постановление Совета Министров РСФСР от 28.08.1991 N 447.
В силу п. 3 Списка профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 82 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 28.08.1991 года № 447, артисты балета и артисты -исполнители танцевальных номеров в профессиональных художественных коллективах имеют право на досрочное пенсионное обеспечение при стаже творческой работы не менее 20 лет.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено, что 17.06.2010 года истец Салтыков К.С. обратился в комиссию по назначению пенсии Управления № 1 ГУ - ГУ ПФР № 10 с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, однако решением указанной комиссии от 17.09.2010 года в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ему отказано ввиду отсутствия у него необходимого стажа льготной работы; стаж работы, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, признаваемый органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в бесспорном порядке, составил 16 лет 09 мес. 12 дней; в специальный стаж не включены периоды работы с 01.04.2001 года по 30.06.2001 года, с 01.01.2002 года по ДД.ММ.ГГГГ в качестве <данные изъяты> в ООО « <данные изъяты>», период прохождения военной службы по призыву в <данные изъяты> как не подтвержденные сведениями индивидуального (персонифицированного) учета (в выписке индивидуального лицевого счета застрахованного лица не указан код льготы) и со ссылкой на то, что должность и организация, в которых протекала работа истца, не предусмотрены списком работ, профессий, учреждений, с учетом которых предоставляется досрочное пенсионное обеспечение.
Одним из документов, подтверждающих трудовой стаж, является трудовая книжка (ст. 66 Трудового кодекса РФ), а при ее отсутствии - справки о работе, имеющие ссылку на документы, послужившие основанием для выдачи справки. В тех случаях, когда в трудовой книжке отсутствуют необходимые сведения о наименовании профессии (должности), характере выполняемой работы или статусе организации, в которой протекала работа, специальный стаж подтверждается на основании дополнительных документов, содержащих эти сведения в отношении данного лица.
Из трудовой книжки, в частности, усматривается, что с 28.02.1989 года по 05.06.1989 года Салтыков К.С. работал в должности <данные изъяты> в <данные изъяты>, с 13.06.1989 года по 11.05.1991 года проходил военную службу в <данные изъяты>, с 01.07.2000 года по 04.09.2003 года работал в качестве <данные изъяты> в ООО « <данные изъяты>», с 01.01.2005 года по 31.07.2006 года - артиста балета -солиста ООО « <данные изъяты>».
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец Салтыков К.С. был призван в ряды Вооруженных Сил для прохождения военной службы по специальности в <данные изъяты> и имел на момент призыва гражданскую специальность <данные изъяты>, а также трудовой стаж в качестве <данные изъяты> в <данные изъяты> (записи в трудовой книжке №) и <данные изъяты> (записи в трудовой книжке №).
Период прохождения истцом военной службы в Ансамбле песни и пляски ПВО по специальности с 16.06.1989 года по 08.05.1991 года подтверждается записью в военном билете № от 13.06.1989 года (л.д. 15), архивной справкой <данные изъяты> от 24.05.2010 года № (л.д. 17), справкой <данные изъяты> от 15.11.2003 года №, согласно которой Салтыков К.С. проходил военную службу по призыву в <данные изъяты> с 16.06.1989 года (приказ нач. ансамбля № от 16.06.1989 года) по 08.05.1991 года (приказ нач. ансамбля № от 08.05.1991 года) (л.д. 27).
В стаж творческой работы артистов театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов в соответствии с абз. 2 п. 2 Постановления Совета Министров СССР от 28.08.1991 N 447 включается время их военной службы по специальности.
Учитывая изложенное, поскольку представлены соответствующие подтверждающие службу по специальности в составе Вооруженных Сил документы, суд приходит к выводу о том, что период с 16.06.1989 года по 08.05.1991 года подлежит учету при определении права Салтыкова К.С. на досрочную трудовую пенсию по старости по нормам пп. 12 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ.
Оснований для включения в специальный стаж периодов с 13.06.1989 года по 15.06.1989 года, с 09.05.1991 года по 11.05.1991 года не имеется, так как прохождение в указанные периоды собственно службы в Вооруженных Силах достоверно не подтверждено и опровергается военным билетом № от 13.06.1989 года, архивной справкой <данные изъяты> от 24.05.2010 года №, справкой <данные изъяты> от 15.11.2003 года №.
Периоды работы Салтыкова К.С. с 01.04.2001 года по 30.06.2001 года, с 01.01.2002 года по 04.09.2003 года в качестве <данные изъяты> в ООО « <данные изъяты>» подлежат включению в стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, поскольку как должность истца <данные изъяты>, так и организация, в которой протекала его деятельность, одним из основных видов деятельности которой является концертная деятельность и организация шоу, предусмотрены Списком профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 82 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 28.08.1991 года № 447.
Согласно акту Управления ПФР в г. Воронеже о результатах документальной проверки стажа работы и достоверности, представленных страхователями в Пенсионный фонд Российской Федерации индивидуальных сведений застрахованного лица, от 02.08.2010 года №, пенсионным органом проанализированы расчетно-платежные ведомости по начислению заработной платы Салтыкову К.С. в 2001-2003 годах и выявлено, что начисления заработной платы производились на полную ставку должностного оклада. Периодов отвлечения от основной работы, не подлежащих включению в специальный стаж, не выявлено.
То обстоятельство, что организация, в которой работал Салтыков К.С., ранее не проставляла в индивидуальных сведениях на истца код льготы, сдавая их на общих основаниях, как независящее от истца обстоятельство не могло ограничивать его права в области пенсионного обеспечения.
В ходе рассмотрения данного дела истцом Салтыковым К.С. представлена выписка из лицевого счета застрахованного лица, сформированная по состоянию на 02.03.2011 года, из которой усматривается, что сведения о стаже Салтыкова К.С. в установленном порядке дополнены и применительно к спорным периодам его работы работодателем ООО « <данные изъяты>», производившим страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, проставлен код льготы « <данные изъяты>».
Иные периоды работы истца в той же должности и том коллективе (с 01.07.2000 года по 31.03.2001 года, с 01.07.2001 года по 31.12.2001 года, с 01.01.2005 года по 31.07.2006 года) засчитаны пенсионным органом в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, в бесспорном порядке.
При включении в специальный стаж периодов с 01.04.2001 года по 30.06.2001 года, с 01.01.2002 года по 04.09.2003 года, с 16.06.1989 года по 08.05.1991 года истец Салтыков К.С. приобретает право на досрочное пенсионное обеспечение, поскольку стаж его творческой работы составляет более 20 лет.
Согласно п. 1 ст. 19 Федерального закона от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за ней, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Таким образом, назначение трудовой пенсии обусловлено наличием права на указанную пенсию, реализация которого зависит от волеизъявления обладателя этого права.
Следовательно, если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что на момент первоначального обращения за трудовой пенсией в пенсионный орган гражданин имел право на указанную пенсию, однако не располагал необходимыми сведениями и (или) документами, подтверждающими право на пенсию, и не смог представить их в установленный трехмесячный срок по не зависящим от него причинам, то суд вправе удовлетворить требование истца о назначении ему трудовой пенсии по старости с момента первоначального обращения за указанной пенсией.
Данное толкование не противоречит ст. 19 Федерального Закона от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и гарантирует гражданину своевременное пенсионное обеспечение.
При таких данных, суд полагает возможным обязать ГУ - ГУ ПФР №10 назначить истцу Салтыкову К.С. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с 17.06.2010 года, то есть со обращения за пенсией.
Таким образом, заявленные исковые требования подлежат частичному удовлетворению по ранее приведенным мотивам.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Включить с подсчет стажа Салтыкова К.С., дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды его работы с 01.04.2001 года по 30.06.2001 года, с 01.01.2002 года по 04.09.2003 года в качестве <данные изъяты> в ООО « <данные изъяты>», период прохождения военной службы по специальности с 16.06.1989 года по 08.05.1991 года в <данные изъяты>.
Обязать Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации № 10 по городу Москве и Московской области назначить Салтыкову К.С. досрочную трудовую пенсию по старости с 17.06.2010 года.
В остальной части иска Салтыкова К.С. - отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение 10 дней.
Судья А.С. Лопаткина