Решение
Дата опубликования: 12 апреля 2011 г.
Басманный районный суд Москвы
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 марта 2011 года город Москва
Басманный районный суд города Москвы в составе председательствующего судьи Лопаткиной А.С., при секретаре Морозовой М.А., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1019/11 по заявлению Аджмала М.И. о признании незаконным и необоснованным решения Федеральной миграционной службы № 536 от 13 сентября 2010 года об отказе в удовлетворении его жалобы на решение УФМС России по г.Москве от 08 июня 2010 года об отказе в признании беженцем на территории Российской Федерации, обязании Федеральной миграционной службы отменить решение УФМС России по г.Москве от 08 июня 2010 года об отказе в признании беженцем на территории Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Аджмал М.И. обратился в суд с заявлением о признании незаконным и необоснованным решения Федеральной миграционной службы (ФМС России) № 536 от 13 сентября 2010 года по его жалобе на решение Управления ФМС России по г. Москве от 08 июня 2010 года об отказе в признании беженцем на территории Российской Федерации, обязании ФМС России отменить решение УФМС России по г. Москве от 08 июня 2010 года об отказе в признании беженцем на территории Российской Федерации. В обоснование заявления указал, что является гражданином Афганистана. Прибыв на территорию Российской Федерации, спустя 2 месяца по окончании действия визы он обратился в территориальный миграционный орган с ходатайством о признании беженцем на территории Российской Федерации, которое обосновал тем, что в Афганистане работал в строительной компании « <данные изъяты>» в должности <данные изъяты>, компания занимается строительством постов ООН, школ. В 2008 году заявителю поступило предложение сотрудничать с талибами в проведении диверсии на территории фирмы, в которой работал заявитель. После его отказа помогать талибам, в адрес заявителя и его семьи стали поступать угрозы, в связи с чем семье заявителя пришлось переехать в другой район <адрес>, а заявителю покинуть территорию Афганистана.
Заявитель Аджмал М.И. и его представитель адвокат Онищенко Р.В. в судебное заседание явились; заявленные требования поддержали и пояснили, что опасение заявителя стать жертвой преступной группы талибов является одной из гуманных причин, наличие которой может являться основанием для признания беженцем на территории Российской Федерации.
Представитель заинтересованного лица ФМС России Габузов С.Г. в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения заявления по мотивам, изложенным в возражениях, полагая заявление необоснованным.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, оценив собранные по делу доказательства, в том числе письменные материалы дела, приходит к выводу о том, что заявление Аджмала М.И. удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
В силу ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, Аджмал М.И., <данные изъяты>.
Как установлено ФМС со слов заявителя, Аджмал М.И. прибыл на территорию Российской Федерации 15 февраля 2010 года через аэропорт « <данные изъяты>» по коммерческой однократной въездной - выездной визе серии №, оформленной в загранучреждении Российской Федерации на основании приглашения ООО « <данные изъяты>»
08 апреля 2010 года Аджмал М.И. впервые обратился в Управление ФМС России по г. Москве с ходатайством о признании беженцем на территории Российской Федерации, которое обосновал тем, что покинул Афганистан в связи с отсутствием недвижимости в стране исхода, а также в связи с возможным обращением талибов с противозаконными просьбами (п. 48 анкеты).
Решением УФМС России по г. Москве от 08 июня 2010 года, которое вступило в силу, Аджмалу М.И. было отказано в признании беженцем на территории Российской Федерации как лицу, не отвечающему критериям, определяющим понятие «беженец», согласно ст. 1 Федерального закона «О беженцах».
Указанное решение заявителем было обжаловано в ФМС России, в удовлетворении жалобы на решение УФМС России по г. Москве было отказано решением ФМС России № 536 от 13.09.2010 года.
Согласно статье 1 Федерального закона от 19 февраля 1993 года №4528-1 «О беженцах» беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.
Статья 2 Закона «О беженцах» устанавливает пределы действия Федерального закона. Положения Федерального закона не распространяются на лицо: 1)в отношении которого имеются серьезные основания предполагать, что оно совершило преступление против человечества в определении, данном этим деяниям в международных актах, составленных в целях принятия мер в отношении подобных преступлений; 2)которое совершило тяжкое преступление неполитического характера вне пределов территории Российской Федерации и до того, как оно было допущено на территорию Российской Федерации в качестве лица, ходатайствующего о признании беженцем; 3)которое виновно в совершении деяний, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций; 4) за которым компетентные власти государства, в котором оно проживало, признают права и обязательства, связанные с гражданством этого государства; 5) которое в настоящее время пользуется защитой и (или) помощью других органов или учреждений Организации Объединенных Наций, кроме Верховного Комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев.
В соответствии со ст. 3 названного Закона лицо, подавшее ходатайство о признании его беженцем, обязано сообщать соответствующим органам государственного управления сведения, необходимые для рассмотрения указанного ходатайства.
Как следует из содержания Закона, гражданин обязан сообщить сведения, необходимые для признания его беженцем.
Федеральный закон не распространяется также на иностранных граждан и лиц без гражданства, покинувших государство своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного места жительства) по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (п.2 ст.2 Федерального закона).
Согласно пункту 2 статьи 10 Федерального закона решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и должностных лиц, связанные с исполнением настоящего Федерального закона, могут быть обжалованы в вышестоящий по подчиненности орган либо в суд.
В соответствии с Федеральным законом, подпунктом 6 пункта 2 и подпункта 4 пункта 6 Положения о Федеральной миграционной службе, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 г. №928, на ФМС России и ее территориальные органы возложены задачи, полномочия по исполнению законодательства Российской Федерации по вопросам беженцев.
Сроки и последовательность действий (административных процедур) ФМС России и территориальных органов ФМС России по исполнению законодательства Российской Федерации о беженцах установлены Административным регламентом, утвержденным приказом ФМС России от 5 декабря 2007 года № 425.
Согласно пункту 47 Административного регламента во время рассмотрения ходатайства по существу устанавливается соответствие заявителя понятию «беженец» согласно статье 1 Федерального закона.
Должностными лицами ФМС России были исследованы все признаки, определяющие понятие «беженец», применительно к Аджмалу М.И., а именно: политические и религиозные убеждения, национальная принадлежность, расовая принадлежность, гражданство, принадлежность к определенной социальной группе.
ФМС России обоснованно исходила из того, что опасения заявителя стать жертвой противоправных действий со стороны талибов в настоящее время не больше, чем у остальной части населения Афганистана.
Анализ сообщенных заявителем сведений свидетельствует о том, что он лишь предполагает возможность наличия угрозы его жизни, не позиционируя ее как реальную. В п.50 анкеты заявитель указывает «реальной угрозы нет, но я боюсь, что меня могут убить, так как я не выполняю указаний талибов».
Заявитель указывал, что талибы обращались к нему с предложением совершить диверсию в организации, сотрудником которой являлся заявитель. Однако сведения о какой-либо принадлежности данной организации к НАТО и военной промышленности своего подтверждения не нашли. Поступление новых предложений от представителей движения «Талибан» по поводу проноса взрывчатки на территорию фирмы и т.п. представляется маловероятным, поскольку заявитель длительное время не является ее сотрудником.
Близкие родственники заявителя (мать, отец, родные братья и сестры) в настоящее время проживают на территории Афганистана и страну гражданской принадлежности не покидали. Они переехали в другой район Афганистана, в связи с чем возвращение заявителя в страну исхода представляется возможным.
Убедительных аргументов в пользу своих опасений стать жертвой преследования со стороны преступной группы лиц в стране гражданской принадлежности не приведено.
ИРА является участником Конвенции ООН 1951 г. и Протокола к ней 1967 г. о статусе беженцев (сентябрь 2005 г.). Страна присоединилась к Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Международному пакту о гражданских и политических правах, Международной конвенции против пыток и других, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения, наказаний. ИРА является исламской Республикой, его законы направлены на соблюдение основных гражданских прав и свобод человека и гражданина.
К основным группам риска среди афганцев, которые могут быть подвержены преследованию по различным признакам, относятся бывшие члены НДПА, идейные коммунисты, сторонники М. Наджибуллы и Б. Кармаля, сторонники полиции и ХАД (службы безопасности) при коммунистическом режиме.
Аджмал М.И. к этим категориям граждан не относится.
При проведении опроса заявитель не смог указать, что имеются угрозы его жизни при возможном возвращении в Афганистан и что у него имеются проблемы со здоровьем, требующие срочного либо оперативного вмешательства.
Медицинских документов, свидетельствующих о наличии у заявителя заболеваний, препятствующих его выезду за пределы РФ, суду не представлено.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 4 ФЗ «О беженцах» лицо, заявившее о желании быть признанным беженцем и достигшее возраста восемнадцати лет, обязано обратиться с ходатайством в письменной форме в орган пограничного контроля федерального органа исполнительной власти по безопасности в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации при пересечении данным лицом Государственной границы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
Если бы заявитель действительно имел обоснованные опасения стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности, он бы незамедлительно после въезда на территорию той страны, в которой он ищет убежища, обратился к органам власти с целью изложения причины выезда из страны гражданства.
Согласно Руководства по процедурам и критериям определения статуса беженцев Управления Верховного Комиссара ООН по делам беженцев, лицо, ходатайствующее о получении статуса беженца, должно указать убедительную причину, почему оно лично опасается стать жертвой преследования (п. 45).
Для установления статуса беженца требуется, в первую очередь, оценка ходатайства просителя, а не суждения об обстановке, сложившейся в стране его происхождения (п. 37 Руководства).
Опасения просителя должны считаться вполне обоснованными, если он может доказать в пределах разумного, что его продолжительное пребывание в стране происхождения стало невыносимым для него по причинам, указанным в определении, или по тем же причинам было бы невыносимым, если бы он вернулся назад ( п. 42 Руководства).
Этим требованиям предоставленные заявителем сведения не соответствуют.
Решение ФМС России принято с учетом отсутствия угрозы для жизни заявителя при его возможном возращении на родину и отсутствия медицинских показаний, указывающих на необходимость оперативного медицинского вмешательства.
Проанализировав все представленные материалы, суд считает, что оспариваемое решение ФМС № 536 от 13 сентября 2010 года по жалобе Аджмала М.И. на решение Управления ФМС России по г. Москве от 08 июня 2010 года об отказе в признании беженцем на территории Российской Федерации соответствует Закону Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4528-1 «О беженцах», а также международному законодательству (Конвенция ООН от 28 июля 1951 г. «О статусе беженцев», Протокол, касающийся статуса беженцев от 31 января 1967 года, Руководство по процедурам и критериям определения статуса беженцев Управления Верховного Комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев от 1979 года), мотивировано.
Таким образом, Аджмалу М.И. было обоснованно отказано в признании беженцем на территории Российской Федерации, поскольку он не отвечает критериям, определяющим понятие «беженец» согласно статье 1 указанного Федерального закона, и не имеется оснований полагать, что в случае возвращения на родину Аджмал М.И. может быть подвергнут негуманному обращению.
При таких данных, в удовлетворении требований Аджмала М.И. о признании незаконным и необоснованным решения Федеральной миграционной службы № 536 от 13 сентября 2010 года по его жалобе на решение Управления ФМС России по г. Москве от 08 июня 2010 года об отказе в признании беженцем на территории Российской Федерации, обязании ФМС России отменить решение УФМС России по г. Москве от 08 июня 2010 года об отказе в признании беженцем на территории Российской Федерации должно быть отказано в связи с их необоснованностью.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199, 254-258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Аджмала М.И. о признании незаконным и необоснованным решения Федеральной миграционной службы № 536 от 13 сентября 2010 года об отказе в удовлетворении его жалобы на решение УФМС России по г.Москве от 08 июня 2010 года об отказе в признании беженцем на территории Российской Федерации, обязании Федеральной миграционной службы отменить решение УФМС России по г.Москве от 08 июня 2010 года об отказе в признании беженцем на территории Российской Федерации, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение 10 (десяти) дней.
Судья А.С. Лопаткина