Единая база данных решений судов общей юрисдикции Российской Федерации
 

Решение

Дело: 5-5/2016 (5-541/2015;)

Дата опубликования: 8 февраля 2016 г.

Советский районный суд г.Томска

-

№5-5/2016

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

634050, г.Томск, ул.Карташова, 45 26 января 2016 года

Судья Советского районного суда г.Томска Терскова Елена Владимировна,

с участием представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, МУП «Норма» - Шевченко Э.Ю.,

представителя Управления Россельхознадзора по Томской области Бормотова А.В.,

представителя потерпевшей Т.А. – Даниленко Е.Н., действующей на основании доверенности № от 02 сентября 2015 года,

рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ), в отношении муниципального унитарного предприятия «Норма» (далее по тексту – МУП «Норма») ((персональные данные удалены))

у с т а н о в и л:

Муниципальное унитарное предприятие «Норма» (МУП «Норма») в период с 2014 по 14 октября 2015 года осуществило порчу почвы в виде загрязнения бактериями группы кишечной палочки и мышьяком земельного участка с кадастровым номером №, расположенного в окрестностях по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка – наименование ориентира участок находится примерно в 930 м от ориентира по направлению на северо-запад, площадью 62000 кв.м., земли сельскохозяйственного назначения, принадлежащего Т.А. на праве собственности, нарушив тем самым ст.ст.12, 13, 42 Земельного кодекса РФ (далее по тексту – ЗК РФ), Федеральный закон от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», СанПин 2.1.7.1287-03, ГОСТ Р 14.08-2005, Методические указания 2.1.5 «Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водоемов. Организация Госсанэпиднадзора за обеззараживанием сточных вод», утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 27 декабря 1999 года.

В судебном заседании директор МУП «Норма» Шевченко Э.Ю. вину в совершении административного правонарушения признал в полном объеме, пояснив, что очистные сооружения находятся в полуразрушенном состоянии. В настоящее время с Администрацией Томского района обсуждается вопрос о строительстве очистных сооружений.

Потерпевшая Т.А., будучи надлежащим образом уведомленной о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляла, в связи с чем суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие Т.А., интересы которой представляет представитель Даниленко Е.Н.

Изучив материалы административного дела, выслушав представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу, Шевченко Э.Ю., представителя Управления Россельхознадзора по Томской области Бормотова А.В., представителя потерпевшей Даниленко Е.Н., судья полагает, что вина МУП «Норма» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.6 КоАП РФ, доказана.

Согласно ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела.

Согласно ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, указаны в ст.26.1 КоАП РФ.

Частью 2 ст.8.6 КоАП РФ предусмотрена ответственность за уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порчу земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.6 КоАП РФ, образуют действия или бездействие, то есть несоблюдение или ненадлежащее соблюдение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления, последствия, то есть уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель и причинная связь; субъективная сторона характеризуется виной в форме умысла или неосторожности. Субъектом правонарушения могут быть граждане, должностные лица и юридические лица.

Под плодородным слоем почвы понимается верхняя гумусированная часть почвенного профиля, обладающая благоприятными для роста растений химическими, физическими и агрохимическими свойствами (п.19 Приложения №6 к Основным положениям о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденным Приказом Минприроды РФ №525, Роскомзема №67 от 22 декабря 1995 года).

Согласно положениям ст.12 ЗК РФ использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.

Предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности является одной из целей охраны земель.

В силу ст.42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

В соответствии со ст.4 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, в том числе являются земли, недра, почвы.

Судом установлено, что МУП «Норма» были допущены вышеуказанные нарушения законодательства в области природопользования и охраны окружающей среды.

Факт совершения административного правонарушения подтверждается исследованными в ходе рассмотрения дела материалами:

- протоколом об административном правонарушении от 25 декабря 2015 года, которым зафиксировано, что МУП «Норма» допущены нарушения норм и правил водоотведения сточных вод, повлекшие порчу почвы в виде загрязнения земельного участка с кадастровым номером № (л.д.93-94);

- ходатайством Т.А. и приложенными к нему фотокопиями, согласно которому ассенизатор автомобиль З, государственный регистрационный номер №, сливает отходы на принадлежащий ей на праве собственности земельный участок, кадастровый номер №, площадью 62000 кв.м., расположенном по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, наименование ориентира участок находится примерно в 930 метрах от ориентира по направлению на северо-запад (л.д.7-11);

- ответом Главы Зоркальцевского сельского поселения № от 04 сентября 2015 года и ответом начальника ОР МОТНРЭР УГИБДД УМВД России по Томской области № от 04 сентября 2015 года, согласно которым автомобиль З, государственный регистрационный номер №, является собственностью администрации Зоркальцевского сельского поселения с. Зоркальцево (л.д.6, л.д.22-23);

- договором о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения № от 01 декабря 2014 года, согласно которому автомобиль З, государственный регистрационный номер №, передан в МУП «Норма» для пользования (л.д.27-29);

- пояснением директора МУП «Норма», согласно которым водоотведение осуществляется от многоквартирных домов №, № по и № по путем централизованного сбора фекальных сточных вод в коллекторную систему, далее подаются к бывшим очистным сооружениям (л.д.31);

- протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, от 14 октября 2015 года, согласно которому произведен осмотр земельного участка с кадастровым номером №, расположенный: по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, , наименование ориентира участок находится примерно в 930 метрах от ориентира по направлению на северо-запад. Осмотром установлено: С восточной стороны на расстоянии 15 метров вдоль участка проходит гравийная дорога. В восточной части на участке произошло заболачивание, образовались участки жидкой массы, темного цвета с зеленоватым оттенком с характерным запахом нечистот, площадь заболачивания составила примерно 11745 кв.м. На востоке за пределами участка на расстоянии 10-15 метров расположена металлическая конструкция, со слов свидетелей и собственника участка, ранее использовалось как очистное сооружение для сточных вод от жилых домов . Вокруг сооружения имеется скопление жидкой массы темного цвета с зеленоватым оттенком с характерным запахом нечистот. Подъездные пути, следы транспорта, подходящие к металлическому сооружению отсутствуют. К металлической конструкции (очистное сооружение) со стороны населенного пункта подходит траншея, где заложена труба, связывающая коллекторы жилых домов с очистным сооружением, с целью сбора и подачи сточных вод. При осмотре со стороны металлической конструкции (очистное сооружение) исходил звук сливающейся жидкости (л.д.51-53);

- протоколом отбора проб почвы № от 14 октября 2015 года, согласно которому был произведен отбор проб почвы на земельном участке с кадастровым номером № (л.д.56-60);

- экспертным заключением № от 03 ноября 2015 года, согласно выводам которого при исследовании образцов почты установлено превышение по содержанию мышьяка – установлена высоко опасная категория загрязнения по содержанию мышьяка, и индекса БГКП – установлена чрезвычайно опасная категория загрязнения по содержанию бактерий группы кишечной палочки. Почва земельного участка с кадастровым № не соответствует требованиям п.2.3 СанПиН 2.1.7.1287-03 Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы, ГН 2.1.7.2041-06 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в почве», так как имеет в своем составе содержание опасного химического вещества, превышающего предельно допустимую концентрацию и высокие индексы санитарно-показательных микроорганизмов, что свидетельствует о загрязнении почвы данного земельного участка (л.д.66-72).

Таким образом, собранными по делу доказательствами бесспорно установлен факт порчи МУП «Норма» почвы на земельном участке с кадастровым номером №, расположенный в окрестностях по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного за переделами участка, , наименование ориентира участок находится примерно в 930 метрах от ориентира по направлению на северо-запад, площадь участка 62000 кв.м.

На основании Методических рекомендаций по выявлению деградированных и загрязненных земель, утвержденных Роскомземом 28 декабря 1994 года, Минсельхозпродом России 26 января 1995 года, Минприроды России 15 февраля 1995 года, к нарушенным землям относятся все земли со снятым или перекрытым гумусовым горизонтом и непригодные для использования без предварительного восстановления плодородия, то есть земли, утратившие в связи с их нарушением первоначальную ценность (ГОСТ 17.5.1.01-83).

В соответствии с п.п.1.8, 3.1, 3.4 «ГОСТ 17.4.3.02-85 (СТ СЭВ 4471-84). Государственный стандарт Союза ССР. Охрана природы. Почвы. Требования к охране плодородного слоя почвы при производстве земляных работ» (введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от 05 мая 1985 года №1294) потенциально-плодородный слой почвы при производстве земляных работ следует снимать отдельно от потенциально-плодородных пород; плодородный слой почвы, не использованный сразу в ходе работ, должен быть сложен в бурты, соответствующие требованиям ГОСТ 17.5.3.04-83; а под бурты должны быть отведены непригодные для сельского хозяйства участки или малопродуктивные угодья.

В силу Методики исчисления размера вреда, причиненного почве как объекту окружающей среды, утв. Приказом Минприроды РФ от 08 июля 2010 года №238, перекрытие поверхности почв, а также почвенного профиля искусственными покрытиями и (или) линейными объектами (глинистыми отложениями) отнесено к виду порчи почвы.

Таким образом, факты, выявленные в ходе административного расследования, свидетельствуют о том, что МУП «Норма» были нарушены требования законодательства в области природопользования и охраны окружающей среды.

С учетом изложенного, прихожу к выводу, что МУП «Норма» совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст.8.6 КоАП РФ.

При назначении административного наказания судья учитывает характер и обстоятельства совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение лица.

Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, не установлено.

Характер правонарушения не дает оснований для освобождения МУП «Норма» от административной ответственности по правилам, предусмотренным ст.2.9 КоАП РФ.

Учитывая совокупность изложенных обстоятельств, судья считает необходимым назначить МУП «Норма» административное наказание в виде административного штрафа.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.29.7, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

п о с т а н о в и л:

Признать муниципальное унитарное предприятие «Норма» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.

Постановление может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г.Томска в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Разъяснить, что в соответствии со статьей 32.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса.

Сумма административного штрафа вносится или перечисляется лицом, привлеченным к административной ответственности, в банк или в иную кредитную организацию.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу судья, вынесший постановление, направляет соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, судебный пристав-исполнитель составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, в отношении лица, не уплатившего административный штраф по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей.

Сумма административного штрафа вносится или перечисляется лицом по следующим реквизитам:

Реквизиты для уплаты административного штрафа:

Наименование получателя платежа: УФК по Томской области (Управление Россельхознадзора по Томской области)

ИНН: 7017114961

КПП: 701701001

Счет: 40101810900000010007

БИК: 046902001

Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банк России по Томской области г. Томск

КБК 08111625060016000140

ОКТМО: 69654000

УИН 08136193500001572467

Судья: подпись.

Копия верна.

Судья: Е.В. Терскова

Секретарь: Я.Ю. Горюнова

Постановление на момент публикации в законную силу не вступило.

Публикация разрешена 08 февраля 2016 года.

Судья: Е.В. Терскова

Оригинал постановления хранится в материале №5-5/2016 в Советском районном суде г.Томска.