Решение
Дело: 33-13761/2015
Дата опубликования: 12 января 2016 г.
Пермский краевой суд
Судья Лисовская В.В.
Дело № 33- 13761 /2015 21.12.2015 г.
Апелляционное определение
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе
председательствующего судьи Змеевой Ю.А.
судей Варовой Л.Н., Панковой Т.В.
при секретаре Корякине М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Перми дело по апелляционной жалобе Правительства Пермского края на решение Ленинского районного суда г.Перми от 23.09.2015 г., которым постановлено:
Возложить на Правительство Пермского края обязанность предоставить Насырову Е.С., дата рождения, на территории Очерского района Пермского края по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей, площадью не менее 33 квадратных метров.
Заслушав доклад судьи Змеевой Ю.А., пояснения прокурора Федоровой Е.С., возражавшей против удовлетворения жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Индустриального района г. Перми, действующий в интересах Насырова Е.С., обратился в суд с иском к Правительству Пермского края о возложении обязанности предоставить Насырову Е.С. по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м.на территории г.Очера. Свои требования прокурор обосновал тем, что в связи с обращением Насырова Е.С. прокуратурой проведена проверка, в ходе которой установлено, что Насыров Е.С. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Его мать - Н1. - умерла 28.02.2006 г.; отец- Н2.- записан в свидетельстве о рождении со слов матери. На основании решения Отдела по Индустриальному району Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по г.Перми Насыров Е.С. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения. Приказом № 229а-кс от 01.12.2014 г. он зачислен в ГБПОУ «***» (г.Очер) путем перевода-из ГБПОУ «***». По данным отдела УФМС России по Пермскому краю Насыров Е.С. зарегистрирован в Верещагинском районе по адресу: ****, на основании договора найма жилого помещения в общежитии № **, на период с 18.10.2013г. по 31.01.2017 г. Согласно акту технического состояния и приема-передачи жилого помещения в общежитии от 09.06.2014г., Насыров Е.С. сдал наймодателю указанное жилое помещение и в нем не проживает. В настоящее время Насыров Е.С. жильем не обеспечен, жилые помещения за ним не закреплялись, права на какие-либо жилые помещения у истца отсутствуют, в собственности жилых помещений у него и его родителей не имеется, что подтверждается сведениями регистрирующих органов.
В качестве правового обоснования иска прокурор указал нормы Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона Пермского края от 08.10.2007 г. № 127-ПК «О специализированном жилищном фонде Пермского края»; ст.6 Закона Пермской области от 29.12.2004 г. № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство социального развития Пермского края, КГБУ «Дирекция по капитальному строительству»,ГКУ ПК «Управление жилыми помещениями для детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда Пермского края», Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края.
Судом постановлено приведенное выше решение, об изменении которого в части предоставления Насырову Е.С. в границах Очерского района Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда, отвечающего санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м. и об определении места предоставления жилого помещения- на территории Пермского края, либо с согласия Насырова Е.С.- в другом муниципальном образовании Пермского края, ближайшем к месту жительства, просит в апелляционной жалобе Правительство Пермского края, указывая, что считает решение не соответствующим нормам действующего законодательства. В соответствии со ст.8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Ссылаясь на указанную правовую норму и на положения Порядка предоставления детям-сиротам жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края (утв. Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 № 1194-п), заявитель указывает, что ограничение по предоставлению жилого помещения Насырову Е.С. в черте Очерского района Пермского края не основано на действующем законодательстве.
В Возражениях на апелляционную жалобу прокурор, участвовавший в деле в суде первой инстанции, просит оставить апелляционную жалобу без удовлетворения.
Извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы в установленном порядке, Насыров Е.С., представители ответчика, третьих лиц в суд не явились. Представители Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края, ГКУ ПК «Управление жилыми помещениями для детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда Пермского края», просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Судебная коллегия считает возможным, в соответствии со ст.167 ГПК РФ, рассмотреть жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность принятого судом решения в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе (ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
В соответствии с п.1 ст.109.1 ЖК РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п.1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Как следует из п.3 ст.6 Закона Пермской области N 1939-419 от 29.12.2004 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», жилые помещения предоставляются лицам, указанным в части 1 настоящей статьи:
1) по достижении возраста 18 лет;
2) до достижения возраста 18 лет - в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия;
3) по их заявлению в письменной форме по достижении возраста 18 лет - по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения, иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо по окончании прохождения военной службы по призыву, либо по окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
При рассмотрении дела суд обоснованно руководствовался нормами ст. 109.1 ЖК РФ, ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст.6 Закона Пермской области от 29.12.2004 N 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст.8.1 Закона Пермского края от 08.10.2007 г. № 127-ПК «О специализированном жилищном фонде Пермского края».
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Насыров Е.С., дата рождения, на дату обращения с иском в суд достиг 18-летнего возраста. Он относится к категории лиц детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как его мать- Н1.- умерла 28.02.2006 г., сведения об отце- Н2. внесены в запись акта о рождении ребенка на основании заявления матери. Насыров Е.В. до 29.07.2005 проживал с матерью - Н1. в частном доме по адресу: ****, принадлежащем К. С 29.07.2006 г. он являлся воспитанником МОУ «Детский дом № **». На основании постановления Главы администрации Индустриального района г. Перми № ** от 11.01.2006 г. Насыров Е.С. поставлен на жилищный учет по внеочередному списку. Решением Отдела по Индустриальному району Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по г. Перми от 26.04.2013 Насыров Е.С. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения. Приказом № ** от 01.12.2014 г. Насыров Е.С. зачислен в ГБПОУ «***» путем перевода из ГБПОУ «***». По договору найма жилого помещения в общежитии № ** от 01.09.2013 Насырову Е.С. на период обучения предоставлено место в общежитии по адресу: **** для временного проживания на период с 18.10.2013г. по 31.01.2017 г., где он зарегистрирован на указанный период по месту пребывания. Согласно Акту технического состояния и приема-передачи жилого помещения в общежитии от нанимателя наймодателю от 09.06.2014г., Насыров Е.В. сдал наймодателю указанное жилое помещение и в нем не проживает. По сведениям ГУП «Центр технической инвентаризации Пермского края» от 11.06.2015 г. Насыров Е.С. и его родители недвижимого имущества, принадлежащего на праве собственности, на территории г. Перми не имеют, в приватизации жилых помещений не участвовали. Из уведомлений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информация в отношении истца отсутствует. Судом установлено также, что 01 декабря 2014 года Насыров Е.С. поступил в ГБПОУ «***» г. Очер (приказ «О переводе из другого учебного заведения» №** от 01.12.2014г.),на срок обучения 2 года 5 месяцев. В настоящее время обучается в ГБПОУ «***» на 3 курсе СПО (среднего профессионального образования) группа №**, профессия *** дневного (очного) отделения, на бюджетной основе, срок окончания обучения 30.01.2016 года. За период обучения в ГБПОУ «***» Насыров Е.С. не обращался с заявлением о предоставлении ему места в общежитии, проживает в д. **** Очерского района с Д.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что Насыров Е.С.относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; жилым помещением по договору социального найма и по договору найма специализированного жилого помещения не обеспечен постоянным местом его жительства является д.****, Очерского района. В связи с чем, требования прокурора о предоставлении Насырову Е.С. благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м., суд нашел подлежащими удовлетворению с предоставлением жилого помещения на территории Очерского района Пермского края.
Обязанность по предоставлению Насырову Е.С. жилого помещения возложена судом на Правительство Пермского края, как на орган исполнительной власти, на основании ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ.
Судебная коллегия находит выводы суда правильными, основанными на верном определении судом обстоятельств, имеющих значение для дела, исследованных судом доказательствах, соответствующими требованиям закона.
Доводы апелляционной жалобы несостоятельны и отмену решения не влекут, так как выводов суда не опровергают.
Как следует из п.п.1.3,1.4 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений (утв. Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 г. № 1194), жилые помещения предоставляются гражданам в соответствии с частью 3 статьи 6 Закона от 29 декабря 2004 г. N 1939-419 и должны соответствовать следующим требованиям:
жилое помещение предоставляется в виде жилого дома или квартиры, должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления муниципальных образований Пермского края, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения;
жилое помещение должно быть пригодным для постоянного проживания граждан (отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности);
жилое помещение предоставляется гражданину по месту жительства.
В случае невозможности предоставления жилых помещений гражданам по месту жительства в границе соответствующего муниципального образования Пермского края, гражданам с их согласия предоставляются жилые помещения
в другом муниципальном образовании Пермского края, ближайшем к месту жительства.
Таким образом, жилое помещение предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей по месту их жительства. Предоставление жилого помещения в другом муниципальном образовании возможно только с их согласия.
Местом жительства Насырова Е.С., в силу ст.20 ГК РФ, фактически является Очерский район Пермского края. Доказательств его согласия на предоставление жилого помещения в другом муниципальном образовании не имеется. Следовательно, суд обоснованно возложил на Правительство Пермского края обязанность предоставить Насырову Е.С. жилое помещение на территории Очерского района Пермского края. Довод жалобы о том, что предоставление жилого помещения Насырову Е.С. на территории Очерского района Пермского края не соответствует действующему законодательству несостоятелен и отмену решения не влечет.
Иных доводов, влекущих отмену решения суда апелляционная жалоба не содержит.
Судом первой инстанции были правильно применены нормы материального права, исследованы все обстоятельства дела, доводы сторон, которым дана надлежащая оценка.
Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г.Перми от 23.09.2015 г.оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Пермского края -без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи