Решение
Дело: 2-1191/2015
Дата опубликования: 12 января 2016 г.
Озерский городской суд Московской области
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
14 декабря 2015 года Озёрский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Силивановой Г.М.,
при секретаре Подымове П.П.,
с участием адвоката Воронцовой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело 2-1191-15 по иску ФИО3 к ФИО4 о государственной регистрации договора дарения и перехода права собственности,
У С Т А Н О В И Л:
Истец и выступающая на его стороне адвокат ФИО6 просят произвести государственную регистрацию перехода права собственности на ? долю квартиры по адресу: <адрес> на основании договора дарения доли квартиры от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ФИО2 и ФИО3, в собственность ФИО3, произвести государственную регистрацию договора дарения доли квартиры без обращения дарителя в УФСГРКиК по МО с соответствующим заявлением, указывая на то, что отец истца и ответчика, ФИО2, умерший ДД.ММ.ГГГГ, при жизни подарил истцу принадлежавшую ему на праве собственности ? долю квартиры по адресу: <адрес>, однако в связи с болезнью зарегистрировать переход права в регистрирующем органе не успел. Полагали, что срок исковой давности надлежит исчислять с момента смерти дарителя.
Ответчик ФИО4 в судебное заседание не явился, извещен, представил заявление о применении последствий пропуска истцом срока исковой давности и отказе в иске.
Представитель ответчика по доверенности ФИО7 иск не признал, ссылаясь на то, что права на имущество, подлежащее государственной регистрации, возникают с момента внесения соответствующей записи в ЕГРП, наследодатель, после заключения договора дарения, передумал отчуждать свое имущество истцу, в связи с чем в надлежащем порядке сделку не зарегистрировал. Также просил применить последствия пропуска срока исковой давности, который составляет 1 год и исчисляется с 05.09.13г.
Выслушав объяснения, допросив свидетелей, изучив материалы дела, суд считает, что в удовлетворении иска надлежит отказать.
В силу п.2 ст.8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Согласно п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В соответствии с п. 1 ст. 164 ГК РФ в случаях, если законом предусмотрена государственная регистрация сделок, правовые последствия сделки наступают после ее регистрации.
Согласно ч.2 п. 3 Постановления Пленума ВС РФ N 25 от 23.06.2015 г. №25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части 1 ГК РФ» для лиц, не являющихся сторонами сделки и не участвовавших в деле, считается, что подлежащие государственной регистрации права на имущество возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, а не в момент совершения или фактического исполнения сделки либо вступления в законную силу судебного решения, на основании которых возникают, изменяются или прекращаются такие права.
Согласно ст. 165 ГК РФ если сделка, требующая государственной регистрации, совершена в надлежащей форме, но одна из сторон уклоняется от ее регистрации, суд по требованию другой стороны вправе вынести решение о регистрации сделки. В этом случае сделка регистрируется в соответствии с решением суда.(ч.2)
Срок исковой давности по данной категории дел составляет один год. (ч.4).
В силу п.1 ст.200 ГК РФ если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
В силу ст.205 ГК РФ исключительных случаях, когда суд признает уважительной причину пропуска срока исковой давности по обстоятельствам, связанным с личностью истца (тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п.), нарушенное право гражданина подлежит защите. Причины пропуска срока исковой давности могут признаваться уважительными, если они имели место в последние шесть месяцев срока давности, а если этот срок равен шести месяцам или менее шести месяцев - в течение срока давности.
Согласно договору на передачу и продажу квартир (домов) в собственность граждан от 10.10.93г., регистрационному удостоверению от ДД.ММ.ГГГГ квартира по адресу: <адрес> принадлежит ФИО8 и ФИО2 по 1\2 доле каждому.
Согласно договору дарения доли квартиры от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 подарил сыну ФИО3 – истцу по делу – ? долю квартиры по адресу: <адрес>. Пункт 9 указанного договора гласит, что право собственности у истца на спорное имущество возникает с момента регистрации договора в УФСГРКиК по МО. Согласно п.п. 15, 16 Договора договор прочитан вслух…, составлен в 3-х экземплярах, … по экземпляру выдается ФИО3 и ФИО2
Таким образом, суд считает установленным, что о необходимости государственной регистрации договора и, соответственно, перехода права собственности, истцу стало известно после составления договора, т.е. ДД.ММ.ГГГГ
Согласно свидетельству о смерти ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно договору от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 являлся заказчиком изготовления и монтажа оконного блока.
Согласно справке ООО «МосОблЕИРЦ» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ абонент ФИО8 по адресу: <адрес> задолженности по оплате электроэнергии не имеет.
Согласно копии финансового лицевого счета на начало августа 2015 г. в квартире по адресу: : <адрес> долг за жилищно-коммунальные услуги отсутствует.
Согласно решению Озерского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу по иску ФИО3 к ФИО4 о признании договора дарения состоявшимся и признании права собственности истцу в удовлетворении исковых требований отказано.
Свидетель ФИО9 показала, что в ноябре 2014 г. около 24 час. ей звонил ФИО2 и жаловался, что живет один и никому не нужен.
Свидетель ФИО10 показала, что истец часто приезжал к отцу, привозил продукты, незадолго до смерти ФИО2 истец начал делать в квартире ремонт.
Свидетель ФИО11 показала, что была у ФИО13 сиделкой с осени 2012 г. и до смерти ФИО2, приходила каждый день. Истец практически каждый день бывал у отца, покупал продукты, готовил ему пищу, квитанции по оплате квартплаты и коммунальных платежей забирал ФИО3, иногда давал ей деньги, чтобы она оплачивала. Перед смертью ФИО2 истец начал делать ремонт, все, что приходило в негодность, чинил, поменял сантехнику.
Согласно отметке на исковом заявлении, истец в суд обратился ДД.ММ.ГГГГ т.е. с пропуском установленного ст.165 ч.4 ГК РФ годичного срока исковой давности. Доказательств наличия уважительных причин пропуска срока исковой давности по обстоятельствам, связанным с личностью истца суду не представлено, соответственно, в удовлетворении иска надлежит отказать.
Довод истца и его адвоката о том, что срок исковой давности надлежит исчислять с момента смерти дарителя. суд считает необоснованным, противоречащим требованиям ст.ст. 200, 205 ГК РФ, поскольку о возникновении права собственности с момента регистрации указано в договоре дарения, который зачитан истцу вслух и ему передана копия договора, о чем указано в тексте договора дарения.
Ссылка истца и его представителя на болезнь дарителя судом принята быть не может как не имеющая правового значения.
Иные доводы истца и его адвоката судом отклоняются как противоречащие собранным по делу доказательствам и нормам права.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В иске ФИО3 к ФИО4 о государственной регистрации договора дарения и перехода права собственности на ? долю квартиры отказать.
Решение может быть обжаловано в Мособлсуд через Озёрский городской суд Московской области в 1 месяц.
Судья Силиванова Г.М.
Мотивированное решение составлено 21.12.15г.