Решение
Дело: 2-982/2015
Дата опубликования: 13 января 2016 г.
Талдомский районный суд Московской области
Дело № 2-982/15
Решение
Именем Российской Федерации
25 декабря 2015 года г.Талдом Талдомский районный суд Московской области в составе
председательствующего судьи Гейко С.Н., при секретаре Голубеве С.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску АО «ЖКС п.Запрудня» к Логинову ФИО4 о взыскании задолженности за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению,
УСТАНОВИЛ
Истец обратился в суд с иском к ответчику о взыскании задолженности за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению. В обоснование иска указал, что ответчик является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>. За период с марта 2010 года по сентябрь 2015 года у ответчика образовалась задолженность за отопление и горячее водоснабжение в размере 90612,53 рублей. Просит взыскать с ответчика указанную задолженность, а также пени в размере 22604,68 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 3464,34 рублей.
В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал по основаниям указанным в иске, просит их удовлетворить.
Ответчик иск не признал, указал, в квартире демонтированы отопительные приборы, в связи с чем, заявленные требования являются незаконными.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч. 4 ст. 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом (ч. 2 ст. 157 ЖК РФ).
На основании ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.
Частью 14 статьи 155 ЖК РФ предусмотрено, что в случае несвоевременной или неполной оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги, вышеуказанные лица обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно.
При этом, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ст. 157 ЖК РФ).
Судом установлено, что ответчик является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, пер.Мира, <адрес>.
Истец является ресурсоснабжающей организацией и имеет право на основании договора теплоснабжения жилого фонда управляющей организации и агентского договора от ДД.ММ.ГГГГ №-П производить расчет платы за коммунальные ресурсы, потребляемые собственниками и пользователями помещений и при использовании общего имущества и получать плату напрямую от потребителей.
Согласно представленному истцом расчету по лицевому счету N № за период с марта 2010 г. по сентябрь 2015 г. у ответчика образовалась задолженность по оплате за потребленную тепловую энергию и горячее водоснабжение в размере 90612,53 рублей и пени в размере 22604,68 рублей,
Факт неоплаты услуг отопления и горячего водоснабжения и представленный истцом расчет задолженности и пени ответчиком не оспаривается.
В судебном заседании ответчик в обоснование своих доводов об отсутствии оснований для оплаты за отопление и горячее водоснабжение пояснил, что в 2006 года в принадлежащей ему квартире им отключено центральное отопление и горячее водоснабжение и установлен альтернативный источник тепла в виде автономного электрического котла.
В соответствии со ст. 25 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. В соответствии с п. 1 ст. 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
Подпункт "в" пункта 53 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", действующих в 2006 году, содержал прямой запрет потребителю самовольно вносить изменения во внутридомовые инженерные системы без внесения в установленном порядке изменений в техническую документацию на многоквартирный дом или жилой дом либо в технический паспорт жилого помещения.
Подпунктом "в" пункта 35 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", также предусмотрено, что потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом.
Согласно п. 15 ст. 14 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 190-ФЗ "О теплоснабжении", ст. ст. 25, 26, 28 ЖК РФ, пп. "в" п. 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 354, демонтаж собственником системы центрального теплоснабжения в квартире должен быть произведен с соблюдением установленного законом разрешительного порядка, а факт переустройства должен быть подтвержден соответствующими документами, в частности разрешением на переустройство и актом приемочной комиссии, подтверждающей произведенное переустройство. Переоборудование жилого помещения путем демонтажа радиаторов отопления без соответствующего разрешения уполномоченных органов не может порождать правовые последствия в виде освобождения собственника от обязанности по оплате теплоснабжения и горячего водоснабжения.
В силу пункта 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 491, в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
В силу положений ст. ст. 25, 26, 29, 30, 31, 36, 40, 153 - 155, 157 ЖК РФ, ст. 209 ГК РФ отключение жилого помещения в многоквартирном доме от центральной системы отопления с установкой электрического обогрева предусматривает изменение общедомовой системы отопления, поскольку трубопроводы, проходящие по квартире ответной стороны, являются общим имуществом собственников многоквартирного дома. Следовательно, на проведение такого переустройства жилого помещения должно быть получено согласие всех собственников помещений многоквартирного дома.
В судебном заседании установлено, что согласие всех собственников помещений многоквартирного жилого дома на проведение переустройства ответчиком получено не было, и до настоящего времени такого согласия не имеется. Вопреки требованиям ст. ст. 56, 60 ГПК РФ ответчиком доказательств, свидетельствующих об обратном, не представлено.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" предусмотрено, что система инженерно-технического обеспечения является одной из систем здания или сооружения, предназначенной для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности (пп. 21 п. 2 ст. 2).
Параметры и другие характеристики систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный дом.
Аналогичные положения содержатся в пункте 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от ДД.ММ.ГГГГ N 170.
Согласно пункту 15 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 190-ФЗ "О теплоснабжении" запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
По смыслу приведенных выше правовых норм проект переустройства жилого помещения, предполагающий отключение квартиры в многоквартирном доме от центральной системы отопления с установкой индивидуального отопления, должен соответствовать строительным нормам и правилам проектирования и быть согласованным с теплоснабжающей организацией, поскольку затрагивает общедомовую инженерную систему отопления.
Ответчиком не представлено доказательств соблюдения приведенных выше нормативных требований о разработке и согласовании проекта переустройства жилого помещения.
Кроме того, ответчиком не представлено доказательств того, что общая схема теплоснабжения в доме позволяет устанавливать и использовать иные источники тепловой энергии, что отключение квартиры от имеющейся системы отопления в многоквартирном доме не приведет к нарушению эксплуатации общих инженерных сетей многоквартирного дома, нарушению работоспособности системы централизованного теплоснабжения, не повлечет нарушение теплового баланса дома, а изменение схемы инженерного оборудования не приведет к нарушению законных прав и интересов других жильцов дома.
Также ответчиком не представлено решение органа местного самоуправления о согласовании переустройства либо решение суда о сохранении жилого помещения в переустроенном состоянии.
Основываясь на вышеизложенном суд приходит к выводу, что отключение ответчиком радиаторов в своей квартире от системы центрального отопления является неправомерным. Демонтаж собственником системы центрального теплоснабжения в квартире должен быть произведен с соблюдением установленного законом разрешительного порядка, а факт переустройства должен быть подтвержден соответствующими документами, в частности разрешением на переустройство и актом приемочной комиссии, подтверждающей произведенное переустройство. Переоборудование жилого помещения путем отключение отопления без соответствующего разрешения уполномоченных органов не может порождать правовые последствия в виде освобождения собственника от обязанности по оплате теплоснабжения и горячего водоснабжения.
При таком положении, исходя из того, что отключение радиаторов системы отопления в многоквартирном доме произведено ответчиком без разрешения компетентного органа, доказательств оказания потребителю некачественной услуги по отоплению, а также того, что альтернативная система отопления является работоспособной, вопреки требованиям ст. ст. 56, 60 ГПК РФ не представлены, принимая во внимание, что право одностороннего расторжения гражданином договора путем отключения от системы центрального отопления в своей квартире нормами действующего жилищного и гражданского законодательства не предусмотрено, следовательно, отсутствуют основания считать прекращенными правоотношения между поставщиком и потребителем коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, а также учитывая, что отключение радиаторов от общедомовой системы отопления не свидетельствует о том, что тепловая энергия ответчиком не потреблялась, при том, что в квартире проходят стояки и обратный трубопровод отопления, суд считает исковые требования в части взыскания с ответчика задолженности за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению в размере 90612,53 рублей подлежащими удовлетворению
В силу положений статьи 333 ГК РФ снижение размера неустойки в отношении лиц, не осуществляющих предпринимательскую деятельность, является правом суда, судом оценивается соразмерность размера неустойки последствиям нарушения обязательства.
Суд, учитывая размер взысканной судом задолженности и размер начисленной неустойки, а также имущественное и семейное положение ответчика, считает возможным определить размер неустойки в сумме 11302,34 рублей.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, в пользу истца с ответчика подлежат взысканию судебные расходы.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Взыскать с Логинова ФИО5 в пользу АО «ЖКС <адрес>» задолженность по оплате коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению за период с марта 2010 года по сентябрь 2015 года в размере 90612,53 рублей, пени в размере 11302,34 рублей, уплаченную государственную пошлину в размере 3238,29 рублей, а всего взыскать 105153,16 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд в течение месяца, через Талдомский районный суд.
Председательствующий Гейко С.Н.
Мотивированное решение
составлено 31.12.2015 г.