Единая база данных решений судов общей юрисдикции Российской Федерации
 

Решение

Дело: 2-2196/2015

Дата опубликования: 13 января 2016 г.

Ленинский районный суд г. Томска

КОПИЯ

Дело № 2-2196/15

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 декабря 2015 года Ленинский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи Лысых Е.Н.,

при секретаре Сукач Е.В., с участием:

истца Козич М.О.,

представителя ответчика Кравченко И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске дело по иску Козич М.О. к Областному государственному казенному учреждению «Центр социальной поддержки населения Ленинского района г. Томска» о восстановлении срока на обращение за выплатой единовременного пособия при рождении ребенка и взыскании суммы единовременного пособия,

установил:

Козич М.О. обратилась в суд с иском к ОГБУ «Центр социальной поддержки населения Ленинского района г. Томска», указывая, что 21.09.2015 она обратилась к ответчику с заявлением о назначении единовременного пособия при рождении ребенка ФИО2, г.р. В назначении пособия ей было отказано по причине пропуска срока для подачи необходимых документов. Поскольку в период с 22.08.2014 по 10.08.2015 она находилась в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Томской области, представить необходимые документы в течение установленного законом шестимесячного срока возможности не было. Истец просит восстановить ей срок для обращения за выплатой единовременного пособия при рождении ребенка и взыскать с ответчика сумму единовременного пособия в размере руб.

В судебном заседании истец поддержала исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика ОГБУ «Центр социальной поддержки населения Ленинского района г. Томска» Кравченко И.В., действующий на основании доверенности № 6 от 01.04.2015, выданной на срок до 30.12.2015, в судебном заседании исковые требования Козич М.О. не признал, просил отказать в их удовлетворении в полном объеме по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 38 Конституции Российской Федерации, материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

Федеральным законом РФ от 19.05.1995 N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» установлена единая система государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.

Согласно статье 3 Федерального закона от 19.05.1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» одним из видов государственных пособий гражданам, имеющим детей, является, в том числе, единовременное пособие при рождении ребенка.

В соответствии со ст. 1.4 Федерального закона от 29.12.2006 года № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» видами страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством являются, в том числе, выплаты в виде единовременного пособия при рождении ребенка.

В силу статьи 11 Федерального закона № 81-ФЗ от 19.05.1995 года право на единовременное пособие при рождении ребенка имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее.

Так, в соответствии с абз. 4 п. 27 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2009 года № 1012н, предусмотрено, что, если брак между родителями ребенка расторгнут, единовременное пособие при рождении ребенка назначается и выплачивается по месту работы (службы) родителя, с которым ребенок совместно проживает или органом социальной защиты населения по месту жительства (месту пребывания, месту фактического проживания) родителя, с которым ребенок совместно проживает, в случае если родитель не работает (не служит).

Данная норма по существу повторяет положения п. 8 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2006 года № 255-ФЗ, предусматривающие, что именно страхователь осуществляет выплату единовременного пособия при рождении ребенка по месту работы (службы иной деятельности) застрахованного лица в порядке, установленном для выплаты застрахованным лицам заработной платы (иных выплат).

В силу ст. 17.2 Федерального закона № 81-ФЗ, а также п. 80 Правил единовременное пособие при рождении ребенка назначается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня рождения ребенка.

При этом согласно п. 28 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий применительно к данному случаю для назначения и выплаты единовременного пособия при рождении ребенка необходимо представление следующих документов: а) заявление о назначении пособия; б) справка о рождении ребенка, выданная органами ЗАГСа; в) справка с места работы другого родителя о том, что пособие не назначалось.

Как следует из материалов дела, в частности свидетельства о рождении от 25.02.2015 г., Козич М.О. является матерью ФИО2 , рожденной в г. Томске Сведения об отце ребенка в свидетельстве о рождении отсутствуют.

При отсутствии у истца места работы, а также отсутствии сведений об отце ребенка, Козич М.О. была вправе обратиться в органы социальной поддержки населения для получения единовременного пособия при рождении ребенка. При этом, установленный законом шестимесячный срок для обращения Козич М.О. с соответствующим заявлением истекал 25.07.2015 г.

21.09.2015 г. Козич М.О. обратилась в ОГБУ «Центр социальной поддержки населения Ленинского района г. Томска» с заявлением о назначении единовременного пособия при рождении ребенка, то есть по истечении шестимесячного срока, в течение которого вправе обратиться за выплатой единовременного пособия при рождении ребенка.

Справкой от 25.08.2015 г., выданной ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Томской области, подтверждается что Козич М.О. г.р. с г. находилась в данном учреждении.

Само по себе не обращение истицы с заявлением к ответчику о выплате единовременного пособия при рождении ребенка не свидетельствует о лишении ее гарантированного права на получение указанного вида пособия при том положении, что ее обращение с соответствующим заявлением последовало 21.09.2015 года, с учетом закрепленного в Конституции Российской Федерации, семейном законодательстве, трудовом законодательстве и законодательстве о социальном обеспечении принципа приоритетной защиты прав и интересов детей, а также поддержки семьи, и праве гражданина на социальное обеспечение.

Согласно статье 11 вышеназванного закона право на единовременное пособие при рождении ребенка имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее.

Действительно, в соответствии со ст. 17.2 указанного Закона единовременное пособие при рождении ребенка назначается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня рождения ребенка.

Между тем, данная статья не содержит каких-либо положений, ограничивающих право лица на обращение в суд с заявлением о восстановлении пропущенных сроков, предусмотренных данной нормой.

Как установлено судом, пропуск истицей шестимесячного срока обращения за пособием обусловлено объективными обстоятельствами, то есть уважительными причинами, поскольку истица содержалась в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Томской области, а потому она не лишена права на назначение и выплату единовременного пособия при рождении ребенка.

Само по себе не обращение отца ребенка с заявлением о выплате единовременного пособия при рождении ребенка не свидетельствует об отсутствии у матери уважительных причин пропуска срока обращения за пособием и не является основанием для отказа в восстановлении такого срока.

Довод ответчика о том, что содержание истицы в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Томской области в момент рождении ребенка лишает ее права на получение данного вида пособия суд находит не состоятельным.

Как отмечено в статье 1 Федерального закона Российской Федерации № 81-ФЗ от 09.05.1995 г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», государственное пособие не назначается гражданам РФ (иностранным гражданам и лицам без гражданства), дети которых находятся на полном государственном обеспечении.

Понятие полного государственного обеспечения содержится в Федеральном законе от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Под полным государственным обеспечением детей понимается предоставление им за время пребывания в государственных или муниципальных учреждениях для детей-сирот и для детей, оставшихся без попечения родителей, в семье опекуна (попечителя) либо приемных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды и обуви, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости. Взамен оказания гражданам материальной поддержки в содержании детей в виде выплаты государственных пособий на них государство за счет собственных средств полностью финансирует их содержание в соответствующих учреждениях для детей.

К указанным учреждениям относятся: образовательные учреждения, в которых содержатся (обучаются и/или воспитываются) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; учреждения социального обслуживания населения (детские дома-интернаты для детей-инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками, социально-реабилитационные центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты); учреждения системы здравоохранения (дома ребенка) и другие учреждения, создаваемые в установленном законом порядке (ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ).

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дает понятие детей, оставшиеся без попечения родителей, под которыми понимает лиц в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.

Таким образом, ФИО2 г.р., рожденная у истицы в местах лишения свободы, находящаяся с рождения до с матерью, не является лицом, оставшимся без попечения родителей.

В период содержания Козич М.О. и ее дочери в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Томской области, последние обеспечивались питанием, медицинской помощью, предметами одежды.

Законом № 81-ФЗ от 09.05.1995 г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» предусмотрены выплаты пособий по беременности и родам, на ребенка, единовременных пособий: женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком, при передаче ребенка на воспитание в семью, беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

Если установление пособий по беременности и родам, на ребенка, по уходу за ребенком, при передаче ребенка на воспитание в семью, имеют своей целью как компенсацию (минимизацию) последствий изменения материального положения работающей женщины вследствие рождения ребенка, обеспечение охраны здоровья женщины в период беременности и восстановления после родов, так и оказание материальной поддержки семье, воспитывающей малолетнего ребенка, то единовременное пособие при рождении ребенка назначается и выплачивается при рождении в семье ребенка с целью помощи семье в приобретении необходимых ребенку товаров.

Учитывая то, что истцом в ОГБУ «Центр социальной поддержки населения Ленинского района г. Томска» были представлены все документы, необходимые для назначения и выплаты единовременного пособия при рождении ребенка, а причины, пропуска срока для обращения для выплаты пособия, признаны судом уважительными, с ответчика в пользу Козич М.О. подлежит взысканию пособие при рождении ребенка в размере рублей 14 копеек.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковое заявление Козич М.О. к Областному государственному казенному учреждению «Центр социальной поддержки населения Ленинского района г. Томска» о восстановлении срока на обращение за выплатой единовременного пособия при рождении ребенка и взыскании суммы единовременного пособия удовлетворить.

Восстановить Козич М.О. срок на обращение за выплатой единовременного пособия при рождении ребенка ФИО2 г.р.

Взыскать с Областного государственного казенного учреждения «Центр социальной поддержки населения Ленинского района г. Томска» в пользу Козич М.О. единовременное пособие при рождении ребенка ФИО2 г.р. в размере .

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке Томский областной суд через Ленинский районный суд г. Томска в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.

Председательствующий (подпись) Е.Н. Лысых

Мотивированный текст решения изготовлен .

Копия верна судья Е.Н. Лысых

секретарь Е.В. Сукач