Единая база данных решений судов общей юрисдикции Российской Федерации
 

Решение

Дело: 33-14210/2015

Дата опубликования: 30 декабря 2015 г.

Пермский краевой суд

Судья Иванишко А.В. Дело № 33-14210\2015

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:

председательствующего А.В. Железчиковой,

судей С.Н. Кудымовой, Н.А. Бургановой

при секретаре О.В.Нечаевой

рассмотрела в судебном заседании 08 декабря 2015 года в г. Кудымкаре Пермского края апелляционную жалобу истца Кароповича В.В. на решение Гайнского районного суда Пермского края от 02 октября 2015 года, которым постановлено:

Исковые требовании Карповича В.В. удовлетворить.

Признать решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Государственного учреждения Отдела Пенсионного фонда РФ в Гайнском районе Пермского края от 27.01.2015 №** частично неправомерными.

Обязать Государственное учреждение Отдел Пенсионного фонда РФ в Гайнском районе Пермского края включить в специальный трудовой стаж работы Каповича В.В. на лесозаготовках,врея его службы в рядах Советской Армии на территории Демократической республики **** с 18.01.1984 года о 25.06.1985 года.

В удовлетворении остальной части исковых требований Карповичу В.В. отказать.

Заслушав доклад судьи Н.А. Бургановой, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Карпопич В.В. обратился в суд в суд с названными исковыми требованиями к ГУ ОПФ РФ в Гайнском районе Пермского края, указав следующее. Решением Комиссии по реализации пенсионных прав граждан ОПФ Гайнского района от 27.01.2015 года истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в возрасте 50 лет ввиду отсутствия у него стажа работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера(20 лет). Указано, что истец имеет страховой стаж -26 лет 22 дня, стаж работы на лесозаготовках-13 лет 8 месяцев 21 день, стаж работы в местностях, приравненных к Крайнему Северу-18 лет 9 месяцев 9 дней. Полагая решение комиссии незаконным, просил включить службу по призыву в рядах Советской Армии с 25.04.1983 года по 25.06.1985 года, в том числе в республике **** с 18.01.1984 года по 25.06.1985 года, в спецстаж,а именно: северный стаж.

В судебном заседании Карпович В.В. исковые требования уточнил, просил включить в северный стаж службу по призыву в республике Афганистан в льготном исчислении из расчета 1 месяц службы за три месяца работы, назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости..

Представитель ответчика Радостева Н.С. исковые требования не признала, полагая доводы истца не основанными на законе.

Решением Гайнского районного суда Пермского края от 02 октября 2015 года исковые требования Карповича В.В. удовлетворены частично: в календарном исчислении в стаж работы на лесозаготовках включен период службы в рядах Советской Армии с 18.01.1984 по 25.06.1985 года в календарном исчислении, в удовлетворении остальных исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе Крапович В.В. просит об отмене решения суда в части отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости как незаконного и необоснованного. Заявитель жалобы полагает, что суд при вынесении решения не учел положении действующего законодательства, предусматривающие включение периода службы по призыву в северный стаж.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции Карпович В.В. просил решение суда отменить по доводам жалобы.

Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что период прохождения истцом военной службы не подлежит зачету в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера ввиду отсутствия правовых оснований, в связи с чем отказал в удовлетворении иска.

Указанный вывод суда первой инстанции является правильным.

Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Пунктом 2 ст. 28.1 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлено, что лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктами 1 - 10 и 16 - 18 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.

В период службы истца действовало "Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий", утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 г. N 590.

Подпунктом "к" п. 109 названного Положения предусмотрено, что при назначении на льготных условиях или в льготном размере пенсии по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца, период службы в составе Вооруженных сил СССР приравнивался по выбору обратившегося за пенсией либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

Установив, что после увольнения со службы из состава Вооруженный Сил СССР, истец работал по специальности, дающей ему право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости досрочно по пп.7 п.1 ст.27 ФЗ №173, суд обоснованно включил указанный период в специальный стаж.

Ссылка апелляционной жалобы о том, что период службы в составе Вооруженных сил СССР подлежит включению в стаж работы истца в районе Крайнего Севера является необоснованным.

В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно пункту 1 ч. 1 статьи 11 указанного Закона в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Федерального закона, засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".

В соответствии с ч. 4 статьи 30 Федерального закона РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемая в календарном порядке, в которую включается служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны.

Таким образом, период прохождения военной службы включается в страховой стаж и общий календарный стаж для исчисления расчетного пенсионного капитала застрахованного лица и не может быть включен в специальный трудовой стаж работы в районах Крайнего Севера при определении права на пенсию в соответствии с ч. 1 ст. 28.1 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Как следует из пункта 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 №25 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", решая вопрос о праве лица на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании подпунктов 2 и 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона N 173-ФЗ, следует иметь в виду, что в соответствии с пунктом 1 статьи 28.1 названного Федерального закона при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с работой в упомянутых районах и местностях к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1 - 10 и 16 - 18 пункта 1 статьи 27 данного Федерального закона, в порядке, определяемом Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 516.

Данные Правила не предусматривают включение в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов прохождения военной службы, а также иной приравненной к ней службы.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, решение законодателя не включать периоды прохождения указанной службы в специальный стаж, в том числе в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку при установлении льготных условий приобретения права на назначение трудовой пенсии по старости законодатель вправе устанавливать особые правила исчисления специального стажа (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 17 октября 2006 года N 380-О, от 29 сентября 2011 года N 1040-О-О, от 25 января 2012 года N 19-О-О, от 24 сентября 2012 года N 1505-О и др.).

По ранее действовавшему пенсионному законодательству время военной службы также засчитывалось в общий стаж работы и не включалось в специальный трудовой стаж работы в районах Крайнего Севера, что следует из смысла ст. ст. 14, 88 и 90 Закона РФ от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в Российской Федерации".

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно посчитал неправомерными требования истца.

Ранее действовавшим пенсионным законодательством время военной и приравненной к ней службы также засчитывалось только в общий стаж и не включалось в специальный стаж, что прямо вытекает из положений статей 90, 88, 14, 12 Закона Российской Федерации N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".

Таким образом, период службы истца в рядах Советской Армии может быть включен в страховой стаж для исчисления расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, но не может быть включен в специальный трудовой стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях при определении права на пенсию в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих обстоятельства дела, которым соответствуют выводы суда, основанные на правильном применении норм материального права, доводы жалобы фактически сводятся к несогласию с оценкой доказательств, направлены на их переоценку, исходя из субъективного мнения о них истца.

Руководствуясь ст328 ГПК РФ,судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Гайнского районного суда Пермского края от 02 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу –без удовлетворения.

Председательствующий-

Судья-