Решение
Дело: 33-13976/2015
Дата опубликования: 30 декабря 2015 г.
Пермский краевой суд
Судья Баяндина Е.В. Дело № 33-13976/2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего Железчиковой А.В.
судей Кудымовой С.Н. и Бургановой Н.А.
с участием прокурора Михалевой Н.А.
при секретаре Нечаевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 08 декабря 2015 года в г. Кудымкар Пермского края апелляционную жалобу представителя Правительства Пермского края Анферовой И.В. на решение Юсьвинского районного суда Пермского края от 05 октября 2015 года, которым постановлено:
обязать Правительство Пермского края предоставить Утеву И.В. благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям общей площадью не менее 33 кв.м. на территории г. Кудымкара.
В удовлетворении исковых требований к Министерству социального развития Пермского края, Территориальному управлению Министерства социального развития Пермского края по Коми-Пермяцкому округу-отдел по Юсьвинскому району, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края отказать.
Заслушав доклад судьи Бургановой Н.А., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Юсьвинского района обратился в суд с иском в интересах Утева И.В. к Правительству Пермского края, Министерству социального развития Пермского края, Отделу по Юсьвинскому району Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по Коми-Пермяцкому округу, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения на территории Юсьвинского муниципального района, общей площадью не менее нормы предоставления.
В судебном заседании прокурор Боталова Н.С. исковые требования уточнила, просила предоставить Утеву И.В. жилое помещение на территории г. Кудымкара.
Истец Утев И.В. уточненные исковые требования поддержал.
Представитель ответчика Министерства социального развития Пермского края в судебное заседание не явился, в отзыве на исковое заявление просил в иске отказать, рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ответчика Правительства Пермского края в судебное заседание не явился, направил возражения на исковое заявление, в которых указал, что с иском не согласен по доводам, представленным Министерством социального развития Пермского края, просил в удовлетворении иска отказать.
Представитель ответчика Отдела по Юсьвинскому району Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по Коми-Пермяцкому округу в судебное заседание не явился, направил возражение на исковое заявление, в котором просил о рассмотрении дела без его участия.
Представитель Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым в части предоставления Утеву И.В. жилого помещения на территории г. Кудымкар не согласилось в апелляционной жалобе Правительство Пермского края, его представитель Анферова М.И. в оспариваемой части решение суда просит изменить, определить место предоставления жилого помещения – на территории Пермского края либо с согласия истца в другом муниципальном районе Пермского края, ближайшем к месту жительства.
Полагает, что федеральным законодательством предоставление жилья лицам из числа детей-сирот предусмотрено на территории субъекта РФ, где проживают лица указанной категории. Ограничение по предоставлению жилого помещения Утеву И.В. в границах г. Кудымкар не основано на действующем законодательстве.
В возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора Юсьвинского района Боталова Н.С. считает, что нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение судебного решения, допущено не было, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Проверив законность принятого судом решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее (ч.1 ст.327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В ч. 3 ст. 40 Конституции РФ установлен круг лиц, которые обеспечиваются жильем в соответствии с установленными законом нормами из государственных, муниципальных и других жилищных фондов бесплатно или за доступную плату на условиях социального найма.
Категории лиц, для которых сохраняется система предоставления жилья в порядке очередности, предусматривается федеральными законами и законами субъектов РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 149 СК РФ, дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
Частью 1 ст. 5 ЖК РФ предусмотрено, что жилищное законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.
В силу ст. 98.1 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
Согласно п. 1 ст. 109.1 ЖК РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта РФ.
Как следует из п. 3 ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 № 1939-419 (ред. от 02.07.2014 № 350-ПК) «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», жилые помещения предоставляются лицам, указанным в части 1 настоящей статьи: 1) по достижении возраста 18 лет; 2) до достижения возраста 18 лет - в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия; 3) по их заявлению в письменной форме по достижении возраста 18 лет - по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения, иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо по окончании прохождения военной службы по призыву, либо по окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно ч. 2 ст. 6 указанного Закона условиями предоставления жилых помещений лицам, указанным в части 1 настоящей статьи являются: лицо проживает в Пермском крае; лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.
Разрешая заявленные исковые требования, суд обоснованно руководствовался вышеприведенными требованиями действующего законодательства, и, установив, что Утев И.В. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения и не обеспеченным жильем, состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, достиг возраста 18 лет, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных прокурором требований о предоставлении истцу жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения
Выводы суда правомерны, основаны на верном применении норм материального права и установленных судом обстоятельствах дела, и в доводах апелляционной жалобы не оспариваются.
Доводы апелляционной жалобы о том, что законодательством предоставление жилья детям-сиротам предусмотрено на территории субъекта Российской Федерации, где проживают лица данной категории, то есть на территории всего Пермского края, а не в границах отдельного муниципального района, судебная коллегия находит не состоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Системное толкование положений п.п. 1.3, 1.4 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений (утв. Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 г. № 1194-п), свидетельствует в том числе о том, что жилое помещение гражданину предоставляется по месту его жительства. В случае невозможности предоставления жилых помещений гражданам по месту жительства в границе соответствующего муниципального образования Пермского края гражданам с их согласия предоставляются жилые помещения в другом муниципальном образовании Пермского края, ближайшем к месту жительства.
Вышеприведенные требования свидетельствуют о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей жилого помещения по месту их жительства, и лишь с согласия гражданина - в другом муниципальном образовании, ближайшем к месту жительства.
Из материалов дела следует, что местом жительства Утева И.В. в соответствии со статьей 20 ГК РФ является д. Мосино Юсьвинского района Пермского края, он намерен учиться и проживать в г. Кудымкаре. Соответственно, возложение на Правительство Пермского края обязанности по предоставлению Утеву И.В. жилого помещения на территории г. Кудымкара требованиям законодательства, регулирующего спорные правоотношения, не противоречит и прав заявителя не нарушает.
Согласно ст. 8 Закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и cт. 23 Устава Пермского края обязанность по предоставлению жилого помещения должна быть возложена на Правительство Пермского края, как орган исполнительной власти Пермского края.
Иных доводов, опровергающих выводы суда и ставящих под сомнение законность принятого судом решения, в апелляционной жалобе не приводится.
Таким образом, судом первой инстанции не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального закона, влекущих отмену судебного решения, а указанные в апелляционной жалобе доводы не могут повлечь отмену законного решения суда, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Юсьвинского районного суда Пермского края от 05 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Пермского края - без удовлетворения.
Председательствующий-
Судьи-