Единая база данных решений судов общей юрисдикции Российской Федерации
 

Решение

Дело: 2а-2861/2015

Дата опубликования: 18 января 2016 г.

Егорьевский городской суд Московской области

Дело № 2-2861/2015

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Егорьевск

Московской области 11 декабря 2015 года

Егорьевский городской суд Московской области в составе председательствующего федерального судьи Воробьевой С.В., при секретаре Мурзаевой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Черноморовой Е.С. к администрации Егорьевского муниципального района Московской области о признании решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и отказа в выполнении порядка предоставления земельного участка незаконными, обязании согласовать схемы расположения земельного участка в порядке перераспределения,

установил:

Черноморова Е.С. обратилась в суд с иском к администрации Егорьевского муниципального района Московской области о признании решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и отказа в выполнении порядка предоставления земельного участка незаконными, обязании согласовать схемы расположения земельного участка в порядке перераспределения, указав, что она является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> В связи с изменениями, внесенными в Земельный кодекс РФ от 01.03.2015г. она обратилась с заявлением в администрацию Егорьевского муниципального района Московской области о предоставлении ей дополнительного земельного участка в размере <данные изъяты> в порядке перераспределения. Однако, в ответе администрации ей отказывают в предоставлении земельного участка. В качестве основания указано, что в Правилах землепользования и застройки городского поселения Егорьевск не указаны предельные максимальные размеры земельных участков. Такого основания для отказа не содержится в статье 39.16 ЗК РФ. Истица просит признать исчерпывающим основание в отказе в предоставлении ей земельного участка; признать отказ в выполнении порядка предоставления ей земельного участка незаконным; обязать администрацию Егорьевского муниципального района предоставить в десятидневный срок с момента вступления решения в законную силу по данному делу решение о предварительном согласовании схемы расположения предоставляемого участка.

Черноморова Е.С. в судебном заседании свои исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, суду пояснила, что руководствуясь п.5 ст.39.28 ЗК РФ она решила произвести увеличение площади земельных участков, находящихся в ее частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, (такое увеличение) осуществляется за плату, размер которой определяется: в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности; в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; в порядке, установленном органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности. Испрашиваемый к увеличению в порядке перераспределения земельный участок относится к земельным участкам частной собственности и государственная собственность, на которые не разграничена, таким образом порядок устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Заявление ею подано в строгом соответствии с п.1 п.п.3 ст.39.28 ЗК РФ, который устанавливает, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков. Решением Совета депутатов Егорьевского района Московской области от 22 мая 2013 года №801/72 «О порядке предоставления земельных участков на территории Егорьевского муниципального района» установлены предельные размеры земельных участков. Истица полагает, что никаких условий, указывающих на нарушение порядка, установленного ст.39.29 ЗК РФ нет. Истица считает, что имеет право требования от администрации Егорьевского муниципального района порядка, установленного Главой 5.4 ЗК РФ – перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков, находящихся в частной собственности. Отказ администрации Егорьевского муниципального района считает незаконным, просит заявленные требования удовлетворить.

Представитель Черноморовой Е.С. ФИО1, поддержал требования Черноморовой Е.С.

Представитель ответчика - администрации Егорьевского муниципального района Московской области ФИО2 с иском не согласна, суду направила письменные возражения на исковые требования Черноморовой Е.С., в которых указала, что ДД.ММ.ГГГГ Черноморова Е.С. обратилась в администрацию Егорьевского муниципального района с заявлением о предварительном согласовании границ земельного участка по адресу: <адрес> (рядом с земельным участком с кадастровым номером №) площадью <данные изъяты> в порядке перераспределения. При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок, то есть происходит увеличение площади частного земельного участка за счет земель или земельных участков, находящихся в публичной собственности (ст.39.28 ЗК РФ). Перераспределение земель или земельных участков, находящихся в публичной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в ограниченном перечне случаев, например в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков. Таким образом, фактически образуется новый земельный участок площадью <данные изъяты> как объект новых правоотношений между заявителем и органом местного самоуправления. П.3 требований истца об обязании администрации Егорьевского муниципального района Московской области о предварительном согласовании схемы расположения испрашиваемого земельного участка сводится к вынесению решения судом, который данными полномочиями не обладает. В соответствии с п.3 ст.11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления. В силу ст.39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции. Представитель просит в иске Черноморовой Е.С. отказать.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

С 15 сентября 2015 года введен в действие Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).

Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Поскольку гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из актов органов местного самоуправления, споры об осуществлении этих прав, соединенные с требованиями о признании незаконными данных ненормативных актов и являющихся основанием их возникновения, подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.

Суд полагает, что данные спорные правоотношения подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.

В судебном заседании установлено, что согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ Черноморова Е.С. имеет в собственности земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> категория земель земли населенных пунктов, разрешенное использование для индивидуального жилищного строительства. ДД.ММ.ГГГГ Черноморова Е.С. обратилась с заявлением в администрацию Егорьевского муниципального района Московской области о перераспределении земельного участка, указав, что ее земельный участок граничит с правой стороны от въезда с землями Егорьевского муниципального района, просила перераспределить прилегающий к ее земельному участку земельный участок в размере <данные изъяты> из состава земель Егорьевского муниципального района. Согласно выписке из протокола № заседания комиссии по выбору и предоставлению земельных участков на территории Егорьевского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявления Черноморовой Е.С. о предоставлении путем перераспределения земельного участка площадью ориентировочно <данные изъяты> местоположение: <адрес> было отказано, в связи с тем, что в Правилах землепользования и застройки городского поселения Егорьевск не указаны предельные максимальные размеры земельных участков.

В соответствии со ст.13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также ненормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

П.1 ст.28 ЗК РФ предусматривает, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.

Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9,10 и 11 настоящего кодекса (ст.29 ЗК РФ).

Согласно п.1 ст.39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости»; принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок, предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

Перечень оснований отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной и муниципальной собственности без проведения торгов указаны в ст.39.16 ЗК РФ.

Суд приходит к выводу о том, что основания отказа комиссии по выбору и предоставлению земельных участков на территории Егорьевского муниципального района, а именно то, что в Правилах землепользования и застройки городского поселения Егорьевск не указаны предельные максимальные размеры земельных участков, не предусмотрены действующим законодательством.

В связи с чем, суд полагает, что данный отказ о предоставлении Черноморовой Е.С. путем перераспределения земельного участка площадью ориентировочно <данные изъяты> местоположение: <адрес> является незаконным. Требования истицы о признании отказа в выполнении порядка предоставления земельного участка незаконными, подлежат удовлетворению.

В то же время, суд не может признать исчерпывающим основание в предоставлении земельного участка Черноморовой Е.С., так как судом рассматриваются требования истца о признании незаконным отказа администрации Егорьевского муниципального района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ по указанным, комиссией по выбору и предоставлению земельных участков на территории Егорьевского муниципального района, основаниям.

Согласно п.3 ст.11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно ст.39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 настоящего Кодекса.

Суд критически относится к требованиям истца о возложении на администрацию обязанности предоставить решение о предварительном согласовании схемы расположения предоставляемого участка в 10-дневный срок с момента вступления решения по данному делу в законную силу. Принятие решения о предварительном согласовании схемы расположения предоставляемого участка относится к исключительной компетенции органа местного самоуправления. Суд, принимая решение по существу заявленных требований, не вправе подменять собой органа местного самоуправления и предрешать существо того решения, которое будет принято в будущем. В связи с чем, в удовлетворении данного требования истца следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Черноморовой Е.С. к администрации Егорьевского муниципального района Московской области о признании решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и отказа в выполнении порядка предоставления земельного участка незаконным, обязании согласовать схемы расположения земельного участка в порядке перераспределения, удовлетворить частично.

Признать отказ администрации Егорьевского муниципального района Московской области в выполнении порядка предоставления Черноморовой Е.С. земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ года, незаконным.

Обязать администрацию Егорьевского муниципального района Московской области разрешить вопрос о предоставлении, испрашиваемого земельного участка в установленном законом порядке.

В удовлетворении остальной части исковых требований Черноморовой Е.С. о признании исчерпывающими основания в отказе предоставления ей земельного участка и обязании администрации Егорьевского муниципального района Московской области предоставить в 10- дневный срок с момента вступления в законную силу решения о предварительном согласовании схемы расположения, предоставляемого земельного участка, отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме в Московский областной суд через Егорьевский городской суд Московской области.

Федеральный судья подпись С.В. Воробьева