Единая база данных решений судов общей юрисдикции Российской Федерации
 

Решение

Дело: 21-84/2016

Дата опубликования: 9 февраля 2016 г.

Верховный Суд Республики Башкортостан

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

01 февраля 2016 года г.Уфа, ул.Матросова,1

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Шарафутдинова С.И.,

при секретаре Валетдиновой Р.Р.,

с участием ФИО5 – представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан,

в отсутствие остальных участников дела об административном правонарушении, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы судебным извещением от дата согласно расписок,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ФИО4 в интересах ФИО1 на решение судьи Стерлибашевского межрайонного суда Республики Башкортостан от 07 декабря 2015г., которым

постановление старшего инспектора РФ в области охраны окружающей среды по РБ Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан №...-А/ГТ от дата по делу об административном правонарушении в отношении директора ООО «...» ФИО1 по ст.8.5 КоАП РФ оставлено без изменения, жалоба ФИО1 – без удовлетворения,

УСТАНОВИЛА

Постановлением №...-А//ГТ от дата старший государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды по РБ Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан ФИО3 признал виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.5 КоАП РФ, должностное лицо - директора ООО «...» ФИО1 и назначил ему наказание в виде административного штрафа в размере 3000 руб.

ФИО1 обжаловал данное постановление в суд, судья Стерлибашевского межрайонного суда Республики Башкортостан вынес вышеприведенное решение от дата

Не согласившись с указанным решением судьи, защитник ФИО4 в интересах ФИО1 принес в Верховный Суд Республики Башкортостан жалобу, в которой просит постановление №...-А/ГТ от дата и решение судьи от дата отменить, как незаконные.

В судебное заседание ФИО1 и его защитник, надлежаще извещенные, не явились, в связи с чем возможно рассмотреть дело в их отсутствие.

В судебном заседании представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан ФИО5 просил в удовлетворении жалобы отказать за необоснованностью.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан (далее Управление Росприроднадзора по РБ), прихожу к следующему выводу.

Статья 8.5 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от трех тысяч до шести тысяч рублей.

Должностное лицо Управления Росприроднадзора по Республике Башкортостан, установив, что ООО «...» не представлены расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за период со дата по 1 квартал 2015 года в срок до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, квалифицировал бездействие директора ООО «...» ФИО1 по ст.8.5 КоАП РФ, как несвоевременное предоставление в уполномоченный орган расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду в установленные законодателем сроки до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды устанавливаются Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

Данный Закон в статье 3 к основным принципам, которыми должны руководствоваться, в том числе, юридические лица при осуществлении хозяйственной либо иной деятельности, оказывающей воздействие на окружающую среду, относит, в частности, платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде.

В развитие данного принципа законодатель определил методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды, к которым относится также установление платы за негативное воздействие на

окружающую среду (статьи 14, 16 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" под негативным воздействием на окружающую среду понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Пунктом 2 статьи 16 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к видам негативного воздействия на окружающую среду отнесены: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

В соответствии с пунктом 1 статьи 16 вышеназванного Закона негативное воздействие на окружающую среду является платным.

Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 5 апреля 2007 года N 204 утверждены Форма расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядок заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее по тексту - Порядок заполнения и представления формы расчета платы).

Данный расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду заполняется организациями, осуществляющими любые виды деятельности на территории РФ, связанные с природопользованием, осуществляющими на территории РФ следующие виды вредного воздействия: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления, облагаемые платой за негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 года N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" (пункт 1 Порядка заполнения и представления формы расчета платы).

Поэтому непредставление расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду в установленный нормативными актами срок (несвоевременное сообщение полной и достоверной информации об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов, об ином вредном воздействии на окружающую среду и природные ресурсы) образует состав правонарушения, предусмотренный ст.8.5 КоАП РФ.

Представление отчетов и платежей за негативное воздействие на окружающую среду является не правом, а обязанностью организации, осуществляющей хозяйственную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.

Факт совершения должностным лицом - директором ООО «...» ФИО1, вмененного ему административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах судья районного суда пришел к обоснованному выводу о правомерности привлечения ФИО1 к административной ответственности по ст.8.5 КоАП РФ, поскольку бездействие, выразившееся в неперечислении установленной платы в виде конкретной суммы в обусловленный срок, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена указанной нормой.

В ходе рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст.24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.

Установленные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом о административном правонарушении №...-А/ГТ от 31.08.2015 г., актом проверки от 07.08.2015 г., протоколами анализа проб воды, приказами о проведении проверки и другими материалами проверки.

Нарушение допущено по вине директора ООО «...» ФИО1, который являясь руководителем, ненадлежащее исполнил свои должностные обязанности по соблюдению законодательства, не принял мер по недопущению правонарушения, и своими противоправными действиями нарушил требования статьи 14, 16 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" ч.1 ст.30 Федерального закона от 04.05.1999 г. «Об охране атмосферного воздуха» №96-ФЗ.

Таким образом, ФИО1 совершил административное правонарушение, предусмотренное ст.8.5 КоАП РФ.

Административное наказание назначено в пределах санкции, предусмотренной ст.8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Оснований для изменения размера административного наказания и назначения административного штрафа ниже низшего предела не усматривается.

Доводы жалобы были предметом проверки судьи первой инстанции, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в решении судьи от 07.12.2015 г., в связи с чем не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу об административном правонарушении постановления должностного лица и решения судьи.

С учетом изложенного, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

В силу ч.1 ст.4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.8.5 КоАП РФ, составляет один год.

Согласно пункту 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при

применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения).

Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.

Обязательным признаком состава административного правонарушения, предусмотренного ст.8.5 КоАП РФ, является несвоевременное предоставление в уполномоченный орган расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду в установленные законодателем сроки до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, следовательно, административное правонарушение, предусмотренное ст.8.5 КоАП РФ, не является длящимся, и датой его совершения является день, следующий за последним днем установленного срока, т.е. по данному делу с дата(3 квартал 2014 г. + 20 дней).

Таким образом, на момент привлечения должностного лица - директора ООО "..." к административной ответственности по ст.8.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности в отношении периода с 2012 г. по 2 квартал 2014 г. истек, следовательно, исходя из положений ст.4.5 и п.6 ст.4.5 КоАП РФ, при вынесении постановления от 09.10.2015 г. вопрос об административной ответственности за правонарушение за указанный период обсуждаться не мог и он подлежит исключению как из постановления, так и из описательно-мотивировочной части решения судьи районного суда от 07.12.2015 г.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь отмену обжалуемых актов, не установлено.

При изложенных обстоятельствах постановление №...-А//ГТ от 09 октября 2015 года и решение судьи Стерлибашевского межрайонного суда РБ от 07.12.2015 года законны и обоснованны и подлежат изменению с учетом изложенного выше.

На основании изложенного, руководствуясь п.2 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, судья Верховного Суда Республики Башкортостан,

Р Е Ш И Л А

Решение судьи Стерлибашевского межрайонного суда Республики Башкортостан от 07 декабря 2015 года и постановление №...-А//ГТ от 09 октября 2015 года старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по РБ Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан изменить, исключив из описательно-мотивировочной части постановления и решения вмененный период совершения правонарушения с 2012 г. по 2 квартал 2014 г., в остальной части постановление №...-А//ГТ от 09 октября 2015 года и решение судьи от 07 декабря 2015 года оставить без изменения, жалобу защитника ФИО4 в интересах ФИО1 - без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Республики Башкортостан или его заместители.

Судья Верховного Суда

Республики Башкортостан Шарафутдинова С.И.

справка:

судья Янбулатова З.С.

дело №21-84/2016