Решение
Дата опубликования: 14 марта 2011 г.
Басманный районный суд Москвы
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Москва 15 февраля 2011 года
Басманный районный суд города Москвы в составе председательствующего судьи Лопаткиной А.С. при секретаре Морозовой М.А. рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-112/11 по иску Орлова В.В. к Государственному учреждению - Главное Управление Пенсионного фонда Российской Федерации № 10 по городу Москве и Московской области об отмене решения комиссии по назначению пенсий, включении в специальный стаж периодов, обязании назначить досрочную трудовую пенсию по старости,
УСТАНОВИЛ:
Орлов В.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Главное Управление Пенсионного фонда Российской Федерации № 10 по городу Москве и Московской области (далее - ГУ-ГУ ПФР № 10), в котором, уточнив исковые требования, просит об отмене решения комиссии по назначению пенсий, включении в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 03.09.1993 года по 02.11.1993 года, службы в Советской Армии с 29.04.1983 года по 27.08.1983 года, с 14.11.1986 года по 19.10.1989 года, работы в должности <данные изъяты> с 03.11.1993 года по 29.06.1994 года, с 01.07.1994 года по 31.12.1996 года, обязании назначить досрочную трудовую пенсию по старости с 26.03.2010 года, ссылаясь на то, что имеет необходимый стаж лечебной работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, однако в назначении такой пенсии ответчиком необоснованно отказано.
Истец Орлов В.В. и его представитель Самохина Е.А. в судебное заседание явились; уточненные исковые требования поддержали в полном объеме.
Представитель ответчика ГУ -ГУ ПФР № 10 Щербаков Г.Г. в судебное заседание явился; иск не признал, полагая его необоснованным, указывая, что нарушений законодательства пенсионным органом не допущено. Комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления № 1 ГУ-ГУ ПФР №10 рассмотрела заявление и приложенные к нему документы, с учетом которых был произведен расчет льготного стажа Орлова В.В., дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии. В назначении трудовой пенсии по старости ранее общеустановленного пенсионного возраста ему было отказано из-за отсутствия требуемой продолжительности специального стажа.
Проверив материалы дела, выслушав участников процесса, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что 26.03.2010 года истец Орлов В.В. обратился в комиссию по назначению пенсий Управления № 1 ГУ - ГУ ПФР № 10 с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью.
Решением указанной комиссии от 25.06.2010 года в назначении досрочной трудовой пенсии по старости истцу Орлову В.В. отказано ввиду отсутствия у него необходимого (не менее 30 лет) стажа лечебной работы; стаж работы, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, признаваемый ответчиком ГУ - ГУ ПФР № 10 в бесспорном порядке, составил 27 лет 08 месяцев 01 день; во включении в специальный стаж периода нахождения на курсах повышения квалификации с 03.09.1993 года по 02.11.1993 года отказано, во включении в специальный стаж службы в Советской Армии с 29.04.1983 года по 27.08.1983 года в должности <данные изъяты>, с 14.11.1986 года по 19.10.1989 года в должности начальника <данные изъяты> отказано со ссылкой на то, что должность и наименование подразделения не предусмотрены списком должностей и учреждений, с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия, во включении в специальный стаж периодов работы в должности <данные изъяты> с 03.11.1993 года по 29.06.1994 года, с 01.07.1994 года по 31.12.1996 года отказано со ссылкой на то, что отсутствуют сведения о лечебной деятельности.
Статьей 7 Федерального Закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального Закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно пункту 3 статьи 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости согласно подпункта 7 -13 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
При осуществлении предоставленных ему полномочий Правительство Российской Федерации связано не только законодательными нормами, но и обязано учитывать предписания статьи 19 Конституции РФ, в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 утверждены Список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Как видно из материалов дела, в том числе копии трудовой книжки, Орлов В.В. находился на курсах повышения квалификации с 03.09.1993 года по 02.11.1993 года в <данные изъяты> с оплатой по бюджетной сетке с сохранением заведования отделением (л.д. 12), проходил службу в Советской Армии с 29.04.1983 года по 27.08.1983 года, с 14.11.1986 года по 19.10.1989 года (л.д. 14, 23-25), работал в должности <данные изъяты> с 03.11.1993 года по 29.06.1994 года, с 01.07.1994 года по 31.12.1996 года (л.д. 15-20).
Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 года № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии со статьей 187 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.
Таким образом, период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем отказ пенсионного органа во включении в стаж работы по специальности, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, периода нахождения истца на курсах повышения квалификации с 03.09.1993 года по 02.11.1993 года нельзя признать соответствующим вышеназванным положениям закона.
Аналогичная позиция изложена в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда за первый квартал 2006 года (вопрос 30).
Из изложенного следует, что период нахождения Орлова В.В. на курсах повышения квалификации с 03.09.1993 года по 02.11.1993 года подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29.01.2004 года № 2-П со ссылкой на Постановление от 24.05.2001 года № 8-П и Определение от 05.11.2002 года № 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
В периоды времени с 29.04.1983 года по 27.08.1983 года, с 14.11.1986 года по 19.10.1989 года действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом "г" пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.
В силу пункта 4 Положения, в частности, служба в армии засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.
Служба медицинских работников по специальности в составе Вооруженных Сил СССР и в партизанских отрядах, а также в войсках и органах, указанных в подпункте "г" пункта 1 настоящего Положения, засчитывалась в стаж работы по специальности, независимо от этого условия.
Период службы Орлова В.В. в Советской Армии относится к периодам деятельности до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий медицинским работникам.
Принимая во внимание изложенное, периоды службы истца в армии 29.04.1983 года по 27.08.1983 года, с 14.11.1986 года по 19.10.1989 года подлежали включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 утвержден Список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в котором поименованы врачи-специалисты всех наименований (кроме врачей - статистиков), в том числе врачи- руководители учреждений (их структурных подразделений), осуществляющие врачебную деятельность, в больницах и поликлиниках всех наименований.
Из материалов дела видно, что приказом № от 02.01.1992 года врач-ортопед Орлов В.В. назначен <данные изъяты> с 02.02.1992 года. В приказе № от 20.01.1992 года указано: Орлову В.Н. - врачу - ортопеду разрешить совместительство на 0,5 ставки с 02.01.1992 года. Приказом № от 01.09.1993 года врач стоматолог-ортопед Орлов В.В. командирован на повышение квалификации в ММСИ им. Н.А. Семашко с 03.09.1993 года сроком на 2 месяца. В лицевых счетах по учету заработной платы значится Орлов В.В.: 1993г. -1996г. зав. ортопедическим отделением 1-й категории (л.д. 12). Из журнала выполнения финансового плана врачами ортопедического отделения следует, что в 1993-1996 года Орлов В.В. выполнял финансовый план врача-стоматолога -ортопеда (л.д. 49-57). Указом Президента РФ от 21.06.1996 года Орлову В.В. присвоено почетное звание «Заслуженный врач Российской Федерации», которое присваивается высокопрофессиональным практикующим врачам за личные заслуги (л.д. 46). Кроме того, из представленных лицевых счетов видно, что начисление Орлову В.В. заработной платы в 1993-1996 годах производилось как заведующему отделением и врачу стоматологу-ортопеду по совместительству (л.д. 61-67).
При таких обстоятельствах, периоды работы истца Орлова В.В. с 03.11.1993 года по 29.06.1994 года, с 01.07.1994 года по 31.12.1996 года подлежат включению в специальный медицинский стаж, так как суд, оценив собранные по делу и приведенные ранее доказательства в их совокупности, полагает доказанным факт выполнения истцом в спорные периоды времени наряду с работой заведующего ортопедическим отделением работы по должности врача стоматолога-ортопеда, объем выполнения которой правового значения не имеет.
Доказательств, подтверждающих обратное, ответчиком ГУ-ГУ ПФР № суду не представлено, тогда как стороны, наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности процесса, должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений (ст. 12, 56 ГПК РФ), и принимают на себя все последствия совершения или несовершения тех или иных процессуальных действий.
При включении в льготный стаж периодов работы истца Орлова В.В. с 03.09.1993 года по 02.11.1993 года, с 29.04.1983 года по 27.08.1983 года, с 14.11.1986 года по 19.10.1989 года, с 03.11.1993 года по 29.06.1994 года, с 01.07.1994 года по 31.12.1996 года, он приобретает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, поскольку стаж его лечебной работы на дату обращения за назначением пенсии составляет в этом случае более 30 лет.
Согласно п. 1 ст. 19 Федерального закона от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за ней, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Таким образом, назначение трудовой пенсии обусловлено наличием права на указанную пенсию, реализация которого зависит от волеизъявления обладателя этого права.
Следовательно, если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что на момент первоначального обращения за трудовой пенсией в пенсионный орган гражданин имел право на указанную пенсию, однако не располагал необходимыми сведениями и (или) документами, подтверждающими право на пенсию, и не смог представить их в установленный трехмесячный срок по не зависящим от него причинам, то суд вправе удовлетворить требование истца о назначении ему трудовой пенсии по старости с момента первоначального обращения за указанной пенсией.
Данное толкование не противоречит ст. 19 Федерального Закона от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и гарантирует гражданину своевременное пенсионное обеспечение.
При таких данных, суд полагает возможным обязать ГУ - ГУ ПФР №10 назначить истцу Орлову В.В досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью с 26 марта 2010 года, то есть со дня обращения за ней.
Таким образом, заявленные исковые требования подлежат удовлетворению по ранее приведенным мотивам.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Признать незаконным решение комиссии по назначению пенсий Управления № 1 Государственного учреждения - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации № 10 по городу Москве и Московской области от 25 июня 2010 года в части отказа в назначении Орлову В.В. досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью.
Включить в подсчет стажа Орлова В.В., дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, периоды с 03.09.1993 года по 02.11.1993 года, с 29.04.1983 года по 27.08.1983 года, с 14.11.1986 года по 19.10.1989 года, с 03.11.1993 года по 29.06.1994 года, с 01.07.1994 года по 31.12.1996 года.
Обязать Государственное учреждение - Главное Управление Пенсионного фонда Российской Федерации № 10 по г. Москве и Московской области назначить Орлову В.В. досрочную трудовую пенсию по старости с 26 марта 2010 года.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение 10 дней.
Судья А.С. Лопаткина