Единая база данных решений судов общей юрисдикции Российской Федерации

Решение

Дата опубликования: 25 марта 2011 г.

Басманный районный суд Москвы

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 марта 2011 года город Москва

Басманный районный суд города Москвы в составе председательствующего судьи Лопаткиной А.С., при секретаре Морозовой М.А., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-803/11 по заявлению Эрмакова А.Э. об оспаривании действий Федеральной миграционной службы,

УСТАНОВИЛ:

Эрмаков А.Э. Э. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий Федеральной миграционной службы (ФМС России), в котором просит признать незаконным, необоснованным, нарушающим его право на получение статуса беженца на территории Российской Федерации решение ФМС России № 564 от 20.10.2010 года по его жалобе на решение Управления ФМС России по Нижегородской области от 12.08.2010 года об отказе в признании беженцем на территории Российской Федерации, отмене решения ФМС России № 564 от 20.10.2010 года, обязании ФМС России устранить допущенные нарушения, мотивируя обращение тем, что ему неправомерно и немотивированно отказано в признании беженцем на территории Российской Федерации, так как у него имеются обоснованные опасения подвергнуться преследованиям по религиозным мотивам в стране гражданской принадлежности - Узбекистане. В обоснование заявления также указал, что ФМС России рассмотрела жалобу формально, не основываясь на фактических обстоятельствах личной ситуации заявителя.

Представители заявителя Эрмакова А.Э. - Ермолаева Н.В., Рябинина Е.З. в судебное заседание явились, заявление поддержали и пояснили, что обжалуемое решение ФМС России обосновала недоверием к утверждениям заявителя о том, что он не владеет русским языком и из-за этого усомнилась в достоверности сообщенных им сведений. Вместе с тем, заявитель действительно практически не владеет русским языком. Эрмаков А.Э. опасается преследований в Узбекистане по религиозному признаку, а также ареста и осуждения на длительный срок заключения на основании вынужденного признания в преступлениях, которые он не совершал. Заявитель покинул страну гражданской принадлежности, поскольку узнал об аресте своего односельчанина по обвинению в религиозном экстремизме, с которым вместе ходил в мечеть, соблюдал религиозные обряды.

Представитель заинтересованного лица ФМС России Габузов С.Г. в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения заявления по мотивам, изложенным в возражениях, полагая заявление необоснованным.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, оценив собранные по делу доказательства, в том числе письменные материалы дела, приходит к выводу о том, что заявление Эрмакова А.Э. удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

В силу ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, Эрмаков А.Э., находящийся в ФБУ ИЗ-52/1 ГУФСИН России по Нижегородской области, 10.12.2009 года обратился в УФМС России по Нижегородской области с ходатайством о признании беженцем на территории Российской Федерации, которое обосновал тем, что опасается преследований в Узбекистане по религиозным мотивам. Решил уехать из Узбекистана, поскольку узнал об аресте своего односельчанина по обвинению в религиозном экстремизме, с которым вместе ходил в мечеть, соблюдал религиозные обряды. Ему известно о подобных случаях, когда людей обвиняли в религиозном экстремизме и сажали в тюрьму. Заявитель, по его словам, никаких преступных действий не совершал.

Решением УФМС России по Нижегородской области от 12.08.2010 года ему было отказано в признании беженцем на территории Российской Федерации как лицу, не отвечающему критериям, определяющим понятие «беженец», согласно ст. 1 Федерального закона «О беженцах».

Указанное решение УФМС России по Нижегородской области заявителем было обжаловано в ФМС России, в удовлетворении жалобы на решение УФМС России по Нижегородской области было отказано решением ФМС России от 20.10.2010 года № 564.

Согласно статье 1 Федерального закона от 19 февраля 1993 года №4528-1 «О беженцах» беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

Статья 2 Закона «О беженцах» устанавливает пределы действия Федерального закона. Положения Федерального закона не распространяются на лицо: 1)в отношении которого имеются серьезные основания предполагать, что оно совершило преступление против человечества в определении, данном этим деяниям в международных актах, составленных в целях принятия мер в отношении подобных преступлений; 2)которое совершило тяжкое преступление неполитического характера вне пределов территории Российской Федерации и до того, как оно было допущено на территорию Российской Федерации в качестве лица, ходатайствующего о признании беженцем; 3)которое виновно в совершении деяний, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций; 4)за которым компетентные власти государства, в котором оно проживало, признают права и обязательства, связанные с гражданством этого государства; 5) которое в настоящее время пользуется защитой и (или) помощью других органов или учреждений Организации Объединенных Наций, кроме Верховного Комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев.

В соответствии со ст. 3 названного Закона лицо, подавшее ходатайство о признании его беженцем, обязано сообщать соответствующим органам государственного управления сведения, необходимые для рассмотрения указанного ходатайства.

Как следует из содержания Закона, гражданин обязан сообщить сведения, необходимые для признания его беженцем.

Федеральный закон не распространяется также на иностранных граждан и лиц без гражданства, покинувших государство своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного места жительства) по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (п.2 ст.2 Федерального закона).

Согласно пункту 2 статьи 10 Федерального закона решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и должностных лиц, связанные с исполнением настоящего Федерального закона, могут быть обжалованы в вышестоящий по подчиненности орган либо в суд.

В соответствии с Федеральным законом, подпунктом 6 пункта 2 и подпункта 4 пункта 6 Положения о Федеральной миграционной службе, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 г. №928, на ФМС России и ее территориальные органы возложены задачи, полномочия по исполнению законодательства Российской Федерации по вопросам беженцев.

Сроки и последовательность действий (административных процедур) ФМС России и территориальных органов ФМС России по исполнению законодательства Российской Федерации о беженцах установлены Административным регламентом, утвержденным приказом ФМС России от 5 декабря 2007 года № 425.

Согласно пункту 47 Административного регламента во время рассмотрения ходатайства по существу устанавливается соответствие заявителя понятию «беженец» согласно статье 1 Федерального закона.

Должностными лицами ФМС России были исследованы все признаки, определяющие понятие «беженец», применительно к Эрмакову А.Э., а именно: политические и религиозные убеждения, национальная принадлежность, расовая принадлежность, гражданство, принадлежность к определенной социальной группе.

По результатам рассмотрения обращения Эрмакова А.Э. было установлено, что заявитель, <данные изъяты>.

14.03.2009 года авиарейсом Андижан-Москва прибыл на территорию Российской Федерации в аэропорт «Домодедово».

14.11.2009 года Эрмаков А.Э. был задержан и заключен под стражу в ФБУ ИЗ-52/1 УФСИН России по Нижегородской области в связи с нахождением его в международном розыске, объявленном следственным управлением УВД Андижанской области Республики Узбекистан, за совершение преступлений, предусмотренных ст. 155 ч. 1 (терроризм), ст. 159 ч. 4 (посягательства на конституционный строй), ст. 224 (нарушение правил пребывания в Республике Узбекистан) Уголовного кодекса Республики Узбекистан.

После приезда на территорию Российской Федерации Эрмаков А.Э. за предоставлением статуса беженца к российским властям не обращался, впервые сообщил о своих опасениях стать жертвой преследования в Узбекистане и о своем желании получить убежище в Российской Федерации только после его задержания российскими правоохранительными органами по запросу прокуратуры Узбекистана.

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 4 ФЗ «О беженцах» лицо, заявившее о желании быть признанным беженцем и достигшее возраста восемнадцати лет, обязано обратиться с ходатайством в письменной форме в орган пограничного контроля федерального органа исполнительной власти по безопасности в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации при пересечении данным лицом Государственной границы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

Если бы заявитель действительно имел обоснованные опасения стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности, он бы незамедлительно после въезда на территорию той страны, в которой он ищет убежища, обратился к органам власти с целью изложения причины выезда из страны гражданства.

Согласно Руководства по процедурам и критериям определения статуса беженцев Управления Верховного Комиссара ООН по делам беженцев, лицо, ходатайствующее о получении статуса беженца, должно указать убедительную причину, почему оно лично опасается стать жертвой преследования ( п. 45).

Преследования обычно относятся к действиям властей страны (п. 65 Руководства).

Со слов заявителя известно, что членом какой-либо организации в Узбекистане не являлся, политикой Узбекистана не интересовался, ранее каких-либо проблем во взаимоотношениях с властями страны гражданской принадлежности не имел, арестам и преследованиям не подвергался.

Преследование заявителя якобы за посещение мечети звучит крайне неубедительно для республики, где большинство населения исповедует ислам, беспрепятственно посещая мечети.

Для установления статуса беженца требуется, в первую очередь, оценка ходатайства просителя, а не суждения об обстановке, сложившейся в стране его происхождения (п. 37 Руководства).

Опасения просителя должны считаться вполне обоснованными, если он может доказать в пределах разумного, что его продолжительное пребывание в стране происхождения стало невыносимым для него по причинам, указанным в определении, или по тем же причинам было бы невыносимым, если бы он вернулся назад ( п. 42 Руководства).

Этим требованиям предоставленные заявителем сведения не соответствуют.

Узбекистан в 1996г. присоединился к Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. В ноябре 1999г. Узбекистан подписал Хартию Европейской безопасности, в соответствии с которой взял на себя обязательства по обеспечению защиты беженцев.

Согласно Руководства по процедурам и критериям определения статуса беженцев Управления Верховного Комиссара ООН по делам беженцев, преследования следует отличать от наказаний за обычные нарушения закона в соответствии с обычным правом. Лица, спасающиеся от преследования или наказания за такие нарушения, как правило, не являются беженцами. Следует помнить, что беженец - это жертва, или потенциальная жертва несправедливости, а не лицо, спасающееся от правосудия (п. 56).

Проанализировав все представленные материалы, суд считает, что оснований для признания незаконным и отмены оспариваемого решения ФМС России не имеется, поскольку оно соответствует Закону Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4528-1 «О беженцах», а также международному законодательству (Конвенция ООН от 28 июля 1951 г. «О статусе беженцев», Протокол, касающийся статуса беженцев от 31 января 1967 года, Руководство по процедурам и критериям определения статуса беженцев Управления Верховного Комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев от 1979 года), мотивировано, указанные Эрмаковым А.Э. основания, по которым он не желает возвращаться в Узбекистан, не являются обоснованными опасениями подвергнуться преследованию в стране своей гражданской принадлежности.

Доводы Эрмакова А.Э. о невиновности в совершении преступлений, в которых он обвиняется, и вопрос о фальсификации этих обвинений правоохранительными органами Республики Узбекистана рассмотрению в рамках законодательства о беженцах не подлежат.

Убедительных аргументов в пользу своих опасений стать жертвой незаконного преследования по религиозным мотивам Эрмаковым А.Э. не приведено.

Таким образом, Эрмакову А.Э. было обоснованно отказано в удовлетворении его жалобы на решение УФМС России по Нижегородской области, поскольку он не отвечает критериям, определяющим понятие «беженец» согласно статье 1 указанного Федерального закона.

При таких данных, в удовлетворении требований Эрмакова А.Э. о признании незаконным, необоснованным, нарушающим его право на получение статуса беженца на территории Российской Федерации решения ФМС России № 564 от 20.10.2010 года по его жалобе на решение Управления ФМС России по Нижегородской области от 12.08.2010 года об отказе в признании беженцем на территории Российской Федерации, отмене решения ФМС России № 564 от 20.10.2010 года, обязании ФМС России устранить допущенные нарушения должно быть отказано в связи с их явной необоснованностью.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199, 254-258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Эрмакова А.Э. о признании незаконным, необоснованным, нарушающим его право на получение статуса беженца на территории Российской Федерации решения ФМС России № 564 от 20.10.2010 года по его жалобе на решение Управления ФМС России по Нижегородской области от 12.08.2010 года об отказе в признании беженцем на территории Российской Федерации, отмене решения ФМС России № 564 от 20.10.2010 года, обязании ФМС России устранить допущенные нарушения - отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение 10 (десяти) дней.

Судья А.С. Лопаткина