Единая база данных решений судов общей юрисдикции Российской Федерации

Решение

Дело: 2-3909/2012

Дата опубликования: 21 января 2013 г.

Ногинский городской суд Московской области

Дело №

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

30 августа 2012 года г. Ногинск

Ногинский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Дорохиной И.И.,

при секретаре Безугловой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Черепанова Г.П. к администрации муниципального образования «<данные изъяты> о принятии его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий за счет средств федерального бюджета,

установил:

Черепанов Г.П. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования «Город <данные изъяты> о принятии его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий за счет средств федерального бюджета, в обоснование своих исковых требований указал, что в соответствии с п.2 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее-ФЗ-5) он является инвалидом Великой Отечественной Войны. На сегодняшний день проживает в 1- комнатной <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>. Он и его дочь, ФИО2, являются сособственниками указанной квартиры в равных долях (по <данные изъяты> доли за каждым), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от «ДД.ММ.ГГГГ г. №. В данной квартире, кроме него, зарегистрированы и проживают ещё 2 (два) человека - его дочь, ФИО2, ее сын: ФИО1. Уже более 5 лет он пытается встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по месту жительства ( в г. ). Первоначально в постановке на учет ему было отказано на основании «ценза оседлости» (менее 5 лет г. ). Получив ценз, он вновь обратился в Администрацию МО «» с просьбой поставить его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, ссылаясь на Указ Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ №) «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны <данные изъяты> годов». Согласно ч. 2 ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

В соответствии с ч. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном ЖК РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ.

Считает, что имеет право на жилье по закону, однако специалисты Администрации г. <данные изъяты> письменно ему ответили, что в постановке на учет в качестве нуждающегося ему отказано.

Считает такие действия неправомерными.

Определением Конституционного Суда РФ от 19.04.2007 № 258-0-0 разъяснено следующее: по смыслу ст. 53 ЖК РФ и соответствующих норм законодательства субъекта РФ ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

Буквальное толкование данного разъяснения КС РФ может привести к применению ст. 53 ЖК РФ только после вступившего в законную силу решения суда, которым установлены указанные выше умышленные действия.

В виду различных условий жизни людей в каждом отдельном случае решение о намеренности действий гражданина должно приниматься объективно, с учетом оценки всех жилищных условий заявителя.

Общая площадь его квартиры - <данные изъяты> кв.м., жилая <данные изъяты> кв.м.

Просит принять его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий за счет средств федерального бюджета.

В судебное заседание не явились истец, представитель ответчика, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Представитель ответчика направил в суд письменные возражения, просит отказать в иске по основаниям, изложенным в них. Суд, с учетом положений ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Представитель истца ФИО1 исковые требования поддержал в полном объеме, дав объяснения, аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении, дополнительно пояснил, что считает неправомерным исчисление нуждаемости в жилом помещении, исходя из общей площади жилого помещения, а не жилой. С учетом размера жилой площади, на истца приходится нормы, ниже установленной, в связи с чем он имеет право на постановку на учет. Просит удовлетворить требования.

Выслушав объяснения представителя истца, изучив письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Черепанов Г.П. является инвалидом Великой Отечественной Войны, что подтверждается удостоверением от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. <данные изъяты>).

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет после 01.01.2005, осуществляется в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

В силу ч. 1 ст. 23.2 Закона "О ветеранах" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

На основании ч. 5 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

На территории муниципального образования "Город <данные изъяты>" в силу п. 2 ст. 4 Положения о муниципальном жилом фонде муниципального образования «Город <данные изъяты>», утвержденного решением Совета депутатов городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № (в ред. решений Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №), учетная норма для определения уровня обеспеченности малоимущих граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях составляет <данные изъяты> кв. м общей площади на одного человека.

Согласно ч ч. 3, 4 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Черепанов Г.П. имеет статус инвалида Великой Отечественной войны.

Истец обращался в администрацию городского округа ДД.ММ.ГГГГ году с заявлением о предоставлении ему жилой площади, в чем ему было отказано (в соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма»), так как Черепанов Г.П. с семьей прибыли из <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ году и на момент обращения проживали на территории <адрес> менее 5 лет.

ДД.ММ.ГГГГ Черепанов В.Г. вновь обратился в администрацию муниципального образования «Городской округ <данные изъяты>» с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. На заседании общественной жилищной комиссии при администрации городского округа ДД.ММ.ГГГГ данное заявление было рассмотрено и принято решение об отказе в удовлетворении заявления.

На дату обращения в соответствии с предоставленными документами (выписка из домовой книги от ДД.ММ.ГГГГ, справки о составе семьи) совместно с Черепановым Г.П. в квартире по адресу: <адрес>, зарегистрированы его дочь ФИО2 (зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ), внук ФИО1 (с ДД.ММ.ГГГГ) и внучка ФИО3 (с ДД.ММ.ГГГГ).

Администрацией был сделан запрос в Черноголовский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>. Согласно полученным сведениям, муж внучки ФИО4 является собственником трехкомнатной квартиры по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м, и однокомнатной квартиры по адресу: <адрес> кв.м. Указанные объекты недвижимости приобретены в собственность ФИО4 в браке с ФИО3

В соответствии с ч. 2 ст. 51 Жилищного кодекса РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного человека в семье заявителя составлял 16,<данные изъяты>., что выше учетной нормы, установленной на территории городского округа <данные изъяты>, которая составляет <данные изъяты> кв.м на человека (в соответствии с п. 2 ст. 4 Положения о муниципальном жилом фонде муниципального образования «Город <данные изъяты>», утвержденного решением Совета депутатов городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № (в ред. решений Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №).

Решением общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации муниципального образования «<адрес> » от ДД.ММ.ГГГГ. Черепанову Г.П. отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях в связи с его обеспеченностью общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи более учетной нормы.

Суд соглашается с выводом комиссии об отсутствии нуждаемости истца в жилье на момент обращения с заявлением в администрацию городского округа , поскольку оно не противоречит законодательству.

На день обращения истца с иском в суд, внучка истца ФИО3 была снята с регистрационного учета по указанному адресу. После снятия с регистрационного учета ФИО3 истец в администрацию городского округа не обращался. Однако, правовых оснований для постановки истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении на день обращения истца в суд с иском также не имеется, поскольку обеспеченность жилым помещением на одного человека, с учетом трех проживающих в помещении лиц, составляет <данные изъяты>.м), что превышает установленную органом местного самоуправления учетную норму и исключает возможность отнесения истца (на момент обращения с заявлением в администрацию ГО и день обращения в суд) к категории нуждающихся в жилье лиц.

Довод представителя истца о том, что при определении площади жилого помещения должна учитываться жилая площадь, а не общая, не основаны на правовых нормах, поскольку ст. 51 ЖК РФ ЖК РФ прямо предусмотрено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Поскольку факт отсутствия нуждаемости истца в жилом помещении нашел свое подтверждение в ходе рассмотрения дела, суд приходит к выводу, что требования истца не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

решил:

Отказать в удовлетворении исковых требований Черепанова Г.П. к администрации муниципального образования «Город <данные изъяты>» Московской области о принятии его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий за счет средств федерального бюджета.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Ногинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: