Решение
Дело: 2а-5136/2015
Дата опубликования: 11 января 2016 г.
Орехово-Зуевский городской суд Московской области
№ 2а-5136/15
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ
ФИО13 ГОРОДСКОЙ СУД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
В составе председательствующего федерального судьи Сургай С.А.
При секретаре Тихоновой Е.М.
С участием прокурора Курочкина А.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Говаленковой Л.Л., Мазуриной С.Б., Власенко В.Г., Казьмина А.В., Базлеевой Н.Д., Семиной А.В., Титова А.И., Сахарова А.А., Ющанцевой Ю.Н., Пустоваровой В.М., Полуянской И.В. к Территориальной избирательной комиссии <данные изъяты>, Совету депутатов <данные изъяты> об отмене решения Территориальной избирательной комиссии и обязании зарегистрировать инициативную группу по проведению референдума,
УСТАНОВИЛ:
Говаленкова Л.Л., Мазурина С.Б., Власенко В.Г., Казьмин А.В., Базлеева Н.Д., Семина А.В., Титов А.И., Сахаров А.А., Ющанцева Е.Н., Пустоварова В.М., Полуянская И.В., уточнив заявленные требования в порядке ст.46 КАС РФ, обратились в суд с административным иском к Территориальной избирательной комиссии <данные изъяты>, Совету депутатов <данные изъяты> об отмене решения Территориальной избирательной комиссии <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ.; обязании Территориальной избирательной комиссии <данные изъяты> осуществить регистрацию инициативной группы по проведению референдума по вопросу: «<данные изъяты>
Мотивируют свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ. в составе образованной ими инициативной группы по проведению местного референдума в <данные изъяты> было подано ходатайство в Территориальную избирательную комиссию <данные изъяты> о проведении референдума по указанному выше вопросу. Формулировка вопроса не исключает возможность его множественного толкования, содержит однозначный ответ, исключает неопределенность правовых последствий принятого по нему решения. Порядок и сроки выдвижения инициативы проведения референдума и её реализации ими соблюдены. Решением Территориальной избирательной комиссии <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ. ходатайство инициативной группы и протокол признаны соответствующими требованиям закона. Однако, решением Территориальной избирательной комиссии <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ. было отказано в регистрации их инициативной группы по проведению референдума в связи с признанием Советом депутатов <данные изъяты> выносимого на референдум вопроса не отвечающим требованиям ст.12 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и ст.2 Закона Московской области «О местном референдуме в Московской области». В данном решении не указано конкретных положений вышеназванных правовых норм, несоответствие либо нарушение которых послужило основанием к отказу в проведении референдума. Считают данный отказ Территориальной избирательной комиссии <данные изъяты> незаконным и необоснованным, нарушающим их конституционное право на непосредственное участие граждан в решении наиболее важных вопросов местного значения.
В судебное заседание административные истцы Говаленкова Л.Л., Власенко В.Г., Базлеева Н.Д., Семина А.В., Титов А.И., Ющанцева Е.Н., Пустоварова В.М., Полуянская И.В. не явились, извещены надлежащим образом. Административные истцы Мазурина С.Б., Казьмин А.В., Сахаров А.А., а также адвокат Бородин Н.В., действуя также по надлежащим доверенностям в качестве представителя административных истцов Говаленковой Л.Л., Власенко В.Г., Казьмина А.В., Базлеевой Н.Д., Семиной А.В., Титова А.И., Ющанцевой Е.Н., Пустоваровой В.М., Полуянской И.В., в судебном заседании административные исковые требования поддержали, дали сходные пояснения о том, что решением Территориальной избирательной комиссии <данные изъяты> было вынесено два различных по своей природе решения № от ДД.ММ.ГГГГ. и № от ДД.ММ.ГГГГ., что привело к нарушению принципа правовой определенности.
Представители административного ответчика - Территориальной избирательной комиссии <данные изъяты> (по доверенностям Хромова Л.М. и Белова М.А.) в судебном заседании административный иск не признали, просили в его удовлетворении отказать по основаниям, изложенным в возражениях на административное исковое заявление. (л.д.28-29).
Представители административного ответчика – Совета депутатов городского <данные изъяты> (по доверенностям Стрючкова О.Н. и Хромова Л.М.) в судебном заседании административный иск не признали, просили в его удовлетворении отказать по основаниям, изложенным в возражениях на административное исковое заявление. (л.д.140).
Прокурор в своем заключении посчитал требования административного иска не отвечающим требованиям закона и подлежащим отклонению.
Суд, выслушав пояснения участников процесса, заключение прокурора, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности и по правилам ст.84 КАС РФ, приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований административного иска.
Согласно п.п. 2, 3-5 ст. 36 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 12.06.2002г. № 67-ФЗ инициативная группа по проведению референдума обращается в избирательную комиссию соответствующего уровня, которая со дня обращения инициативной группы действует в качестве комиссии референдума, с ходатайством о регистрации группы.
В ходатайстве инициативной группы по проведению референдума должен (должны) содержаться вопрос (вопросы), предлагаемый (предлагаемые) инициативной группой для вынесения на референдум, должны быть указаны фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего его органа, а также адрес места жительства каждого члена инициативной группы и лиц, уполномоченных действовать от ее имени на территории, где предполагается провести референдум. Ходатайство инициативной группы должно быть подписано всеми членами указанной группы, а в случае выдвижения инициативы проведения референдума избирательным объединением, иным общественным объединением ходатайство должно быть подписано всеми членами руководящего органа этого избирательного объединения, иного общественного объединения либо руководящего органа его регионального отделения или иного структурного подразделения (соответственно уровню референдума), поддержавшими решение о выдвижении инициативы проведения референдума.
К ходатайству должен быть приложен протокол собрания инициативной группы по проведению референдума, на котором было принято решение о выдвижении инициативы проведения референдума.
Комиссия в течение 15 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению референдума обязана рассмотреть ходатайство и приложенные к нему документы и принять решение: в случае соответствия ходатайства и документов требованиям закона - о направлении их в представительный орган муниципального образования, уполномоченный принимать решение о назначении референдума; в противном случае - об отказе в регистрации инициативной группы.
В соответствии с п.п. 1 - 4 ст. 8 Закона Московской области №-ОЗ «О местном референдуме в Московской области» инициативная группа по проведению референдума обращается в избирательную комиссию муниципального образования с ходатайством о регистрации группы.
В ходатайстве инициативной группы по проведению референдума должен (должны) содержаться вопрос (вопросы), предлагаемый (предлагаемые) инициативной группой для вынесения на референдум, должны быть указаны фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина с указанием наименования или кода выдавшего его органа, а также адрес места жительства каждого члена инициативной группы и лиц, уполномоченных действовать от ее имени на территории муниципального образования. Ходатайство инициативной группы должно быть подписано всеми членами указанной группы, а в случае выдвижения инициативы проведения референдума избирательным объединением, иным общественным объединением ходатайство должно быть подписано всеми членами руководящего органа этого избирательного объединения, иного общественного объединения либо руководящего органа его регионального отделения или иного структурного подразделения (соответственно уровню референдума), поддержавшими решение о выдвижении инициативы проведения референдума.
К ходатайству должен быть приложен протокол собрания инициативной группы по проведению референдума, на котором было принято решение о выдвижении инициативы проведения референдума.
Избирательная комиссия муниципального образования в течение 15 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению референдума обязана рассмотреть ходатайство и приложенные к нему документы и, в случае соответствия указанных ходатайства и документов требованиям Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Устава Московской области, настоящего Закона, устава муниципального образования, принять решение о направлении их в Совет депутатов муниципального образования, уполномоченный в соответствии с настоящим Законом, уставом муниципального образования принимать решение о назначении референдума.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ. инициативная группа в составе граждан: Говаленковой Л.Л., Мазуриной С.Б., Власенко В.Г., Казьмина А.В., Базлеевой Н.Д., Семиной А.В., Титова А.И., Сахарова А.А., Ющанцевой Е.Н., Пустоваровой В.М., Полуянской И.В. обратилась в территориальную избирательную комиссию <данные изъяты> с ходатайством о регистрации инициативной группы по проведению местного референдума в <данные изъяты> по вопросу: <данные изъяты> (л.д.10-15).
ДД.ММ.ГГГГ Территориальная избирательная <данные изъяты> рассмотрела ходатайство и протокол собрания инициативной группы по проведению референдума. Данное ходатайство и протокол были признаны соответствующими требованиям закона и направлены в Совет депутатов <данные изъяты> для принятия решения о назначении местного референдума. (л.д.16).
По правилам п.п. 6, 8 ст.36 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» представительный орган муниципального образования обязан проверить соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на референдум субъекта РФ, требованиям ст. 12 настоящего Федерального закона в порядке и сроки, которые установлены законом субъекта РФ. При этом срок проверки не может превышать 20 дней со дня поступления в соответствующий орган ходатайства инициативной группы по проведению референдума и приложенных к нему документов.
Если представительный орган муниципального образования признает, что вопрос, выносимый на референдум, отвечает требованиям статьи 12 настоящего Федерального закона, комиссия, указанная в пункте 2 настоящей статьи, осуществляет регистрацию инициативной группы по проведению референдума, выдает ей регистрационное свидетельство, а также сообщает об этом в средства массовой информации. Решение о регистрации инициативной группы по проведению референдума принимается в пятнадцатидневный срок со дня признания представительным органом муниципального образования соответствия вопроса, выносимого на референдум, требованиям статьи 12 настоящего Федерального закона.
Сходные положения предусмотрены п.п. 5, 6 ст. 8 Закона Московской области от 19.11.2003г. № 148/2003-0З «О местном референдуме в Московской области», а именно: Совет депутатов муниципального образования, уполномоченный в соответствии с настоящим Законом, уставом муниципального образования принимать решение о назначении референдума, обязан проверить соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на референдум требованиям статьи 2 настоящего Закона в срок не более 20 дней со дня поступления в избирательную комиссию муниципального образования ходатайства инициативной группы по проведению референдума и приложенных к нему документов в порядке, установленном настоящим Законом, уставом муниципального образования.
Если Совет депутатов муниципального образования признает, что вопрос, выносимый на референдум, отвечает требованиям статьи 2 настоящего Закона, избирательная комиссия муниципального образования осуществляет регистрацию инициативной группы по проведению референдума, выдает ей регистрационное свидетельство, а также сообщает об этом в средства массовой информации.
ДД.ММ.ГГГГ. Совет депутатов <данные изъяты> принял решение за №, которым вопрос: <данные изъяты>л.д.89).
ДД.ММ.ГГГГ. Территориальная избирательная комиссия <данные изъяты>, рассмотрев ходатайство и протокол собрания инициативной группы по проведению референдума, приняла решение за № об отказе инициативной группе по проведению местного референдума в <данные изъяты> в регистрации в связи с признанием <данные изъяты> выносимого на референдум вопроса не отвечающим требованиям статьи 12 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статьи 2 Закона Московской области «О местном референдуме в Московской области». (л.д.17).
В силу п.п. 11, 12 ст.36 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» если представительный орган муниципального образования признает, что вопрос, выносимый на референдум, не отвечает требованиям ст.12 настоящего Федерального закона, соответствующая избирательная комиссия отказывает инициативной группе по проведению референдума в регистрации.
В случае отказа инициативной группе по проведению референдума в регистрации ей выдается решение соответствующей комиссии, в котором указывается основания отказа.
Пунктом 8 статьи 8 Закона Московской области «О местном референдуме в Московской области» предусмотрено, что если Совет депутатов муниципального образования признает, что вопрос, выносимый на референдум, не отвечает требованиям статьи 2 настоящего Закона, избирательная комиссия муниципального образования отказывает инициативной группе по проведению референдума в регистрации.
Поскольку Совет депутатов <данные изъяты> своим решением № от ДД.ММ.ГГГГ. признал, что вопрос, выносимый на референдум, не отвечает требованиям статьи 12 Федерального закона от 12.06.2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статьи 2 Закона Московской области «О местном референдуме в Московской области», Территориальная избирательная комиссия <данные изъяты>, руководствуясь п.11 ст.36 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» и п.8 ст.8 Закона Московской области «О местном референдуме в Московской области», обоснованно отказала инициативной группе по проведению референдума в регистрации.
Довод административных истцов о нарушении принципа правовой определенности, обоснованный тем, что Территориальной избирательной комиссии <данные изъяты> было вынесено два различных по своей природе решения № от ДД.ММ.ГГГГ. и № от ДД.ММ.ГГГГ., является несостоятельным и не принимается судом во внимание, поскольку Территориальной избирательной комиссии <данные изъяты> осуществлены последовательные действия и приняты вышеназванные решения в строгом соответствии с положениями п.п. 5, 11 ст.36 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» и п.п. 4, 8 ст.8 Закона Московской области «О местном референдуме в Московской области».
Вместе с тем, требования административного иска сводятся к несогласию административных истцов с решением Совета депутатов <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ при этом, административных исковых требований о признании незаконным данного решения Совета депутатов, не заявлено.
Нормативное содержание ч.1 ст.22 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.3 ст.12 Федерального закона от 12.06.2002г. № 67-ФЗ не предполагает, что на местный референдум могут быть вынесены любые вопросы местного значения, поскольку в силу п.6 ст.12 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» вопросы местного референдума во всяком случае не должны противоречить законодательству Российской Федерации и законодательству соответствующего субъекта Российской Федерации.
Статьей 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определены вопросы местного значения городского округа, при этом, п.42 ч.1 данной статьи к вопросам местного значения относит осуществление мер по противодействию коррупции в границах городского округа.
Пунктом 7 статьи 12 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусмотрено, что вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, то есть на него можно было дать только однозначный ответ, а также, чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.
Аналогичное положение содержится в п.5 ст.2 Закона Московской области от 19.11.2003г. № 148/2003-ОЗ «О местном референдуме в Московской области».
Соответственно, формулировка вопроса, выносимого на референдум, должна позволять воспринять его как единое целое, с тем чтобы граждане не были вынуждены голосовать одновременно за несколько вопросов, соединенных в одном предложении. Вопрос должен быть сформулирован таким образом, чтобы правовые последствия принятого на референдуме решения были определенными по своему содержанию и по возлагаемым на соответствующие органы местного самоуправления и полномочиям. В противном случае ставится под сомнение адекватность волеизъявления граждан, участвующих в референдуме, а реализация выраженной на референдуме воли народа становится проблематичной.
В данном случае, по убеждению суда, вопрос <данные изъяты> допускает возможность множественного толкования, так как данный вопрос содержит 4 самостоятельных вопроса относительно 4-х органов местного самоуправления, образующих структуру органов местного самоуправления <данные изъяты>
Кроме того, вышеназванный вопрос сформулирован таким образом, что не исключает неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения, поскольку, по сути, предлагает участвующим в референдуме гражданам, высказать мнение, не предполагающее правовых последствий при положительном либо отрицательном ответе на данный вопрос.
Таким образом, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований административного иска об отмене решения Территориальной избирательной комиссии <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ., а также производных от них требований об обязании Территориальной избирательной комиссии <данные изъяты> осуществить регистрацию инициативной группы по проведению референдума по вопросу: <данные изъяты>
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска Говаленковой Л.Л., Мазуриной С.Б., Власенко В.Г., Казьмина А.В., Базлеевой Н.Д,, Семиной А.В., Титова А.И., Сахарова А.А., Ющанцевой Е.Н., Пустоваровой В.М., Полуянской И.В. к Территориальной избирательной комиссии <данные изъяты>, Совету депутатов <данные изъяты> об отмене решения Территориальной избирательной комиссии <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ.; обязании Территориальной избирательной комиссии <данные изъяты> осуществить регистрацию инициативной группы по проведению референдума по вопросу: <данные изъяты> - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через <данные изъяты> городской суд в течение пяти дней.
Председательствующий: Сургай С.А.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ