Единая база данных решений судов общей юрисдикции Российской Федерации

Решение

Дело: 33-14109/2015

Дата опубликования: 30 декабря 2015 г.

Пермский краевой суд

Судья – Коневских О.В.

Дело № 33 – 14109

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего Лаврентьева В.Ю., судей Швецова К.И. и Хасановой В.С., при секретаре Семченко И.Г. рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Перми 09 декабря 2015 года дело по апелляционной жалобе КУКСИНОЙ Е.В., законного представителя несовершеннолетнего ребёнка К., на решение Свердловского районного суда г. Перми от 28 сентября 2015 года, которым постановлено, -

исковые требования Куксиной Е.В. о возложении на Государственное учреждение - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обязанности по предоставлению ребёнку-инвалиду путёвки на санаторно-курортное лечение за 2015-ый год оставлены без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Швецова К.И., пояснения представителя истца по доводам апелляционной жалобы, ознакомившись с материалами дела, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Куксина Е.В., действуя в интересах своего несовершеннолетнего сына К., дата рождения (ребёнок-инвалид), обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (далее – ГУ ПРО ФСС РФ) о возложении обязанности по предоставлению сыну путёвки на санаторно-курортное лечение за 2015 год.

В обоснование исковых требований указано, ответчиком нарушаются требования действующего законодательства. К., признанный в установленном порядке ребёнком-инвалидом, имеет право по медицинским показаниям на получение путёвки для прохождения санаторно – курортного лечения. 19.12.2014 года истица обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении такой путёвки, однако ей было отказано в связи с недостаточностью финансирования из федерального бюджета предоставления инвалидам указанной меры социальной поддержки. Соответствующая справка формы 070/у-04 от 26.11.2014 года предоставлялась. Неправомерным бездействием ГУ ПРО ФСС РФ нарушены социальные права К. на получение обязательного для него лечения, укрепляющего здоровье. Установление очерёдности и зависимости от бюджетного финансирования в обеспечении граждан - инвалидов путёвками на санаторно-курортное лечение, законом не предусмотрено. В таком случае на ответчика необходимо в судебном порядке возложить обязанность по предоставлению несовершеннолетнему К. указанной путёвки.

В ходе разбирательства дела судом первой инстанции истица настаивала на удовлетворении исковых требований, представитель ответчика выразил своё несогласие с иском.

Свердловским районным судом г. Перми постановлено приведённое выше решение, об отмене которого с учётом тех же обстоятельств, положенных в основу исковых требований к ГУ ПРО ФСС РФ, просит в апелляционной жалобе истица Куксина Е.В., полагая, что выводы районного суда противоречат нормам действующего законодательства.

Судебная коллегия, проверив в пределах доводов жалобы (статья 327.1 ГПК РФ) законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены.

Как следует из материалов дела и установлено районным судом, К., дата рождения, является ребёнком – инвалидом, имеет право по медицинским показаниям на получение путёвки для прохождения санаторно – курортного лечения.

19.12.2014 года его законный представитель Куксина Е.В. обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении такой путёвки, приложив справку формы 070/у-04 о нуждаемости ребёнка в санаторно-курортном лечении и отсутствии к этому противопоказаний. Однако, истице до настоящего времени соответствующая путёвка не предоставлена в связи с недостаточностью финансирования из федерального бюджета предоставления инвалидам указанной меры социальной поддержки.

Принимая решение, которым Куксиной Е.В. отказано в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что путёвка на санаторно – курортное лечение должна предоставляться истцу, исходя из последовательности, определяемой датой регистрации его заявления, с учётом соблюдения прав иных граждан – получателей тех же социальных услуг, обращения которых за предоставлением аналогичной путёвки состоялись перед обращением истца. С данными выводами судебная коллегия согласна, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам действующего законодательства.

В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют указанные в ней категории граждан, в том числе инвалиды.

В состав набора социальных услуг включается согласно п. 1.1 ч. 1 ст. 6.2 названного Федерального закона предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год (ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).

В силу ч. 5 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 328 утверждён Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует в том числе предоставление гражданам при наличии медицинских показаний путёвки на санаторно-курортное лечение (далее - Порядок).

Пунктом 3.1 Порядка предусмотрено, что обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путём предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путёвок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Организация приобретения путёвок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путёвок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключённых между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) (п. 3.3 Порядка).

Заявление о предоставлении путёвки, к которому должны быть приложены все необходимые документы, в том числе справка по форме №070/у-04, подаётся гражданином в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путёвками на санаторно-курортное лечение (далее - органы социальной защиты населения), по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган (п. 3.7 Порядка).

Территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации и органы социальной защиты населения, а также уполномоченные органы не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путёвки и справки для получения путёвки сообщают гражданину (в том числе в электронном виде, если заявление было представлено в форме электронного документа) о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера (п. 3.8 Порядка).

Санаторно-курортные путевки должны быть выданы не позднее чем за 18 дней (для детей-инвалидов, инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - за 21 день) до даты заезда в санаторно-курортное учреждение (п. 3.9 Порядка).

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 марта 2012 г. N 271/н утвержден Административный регламент предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной социальной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путёвок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (далее - Административный регламент).

Документами, необходимыми для предоставления территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации заявителю путёвки на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту санаторно-курортного лечения по путёвке, предоставленной территориальным органом Фонда, и обратно, являются заявление о предоставлении государственной услуги и справка для получения путёвки по форме N 070/у-04, выданная заявителю лечащим врачом в лечебно-профилактическом учреждении, с рекомендацией санаторно-курортного лечения (п. 13 Административного регламента).

Пункт 19 Административного регламента содержит исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги по предоставлению территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации путёвок на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту санаторно-курортного лечения по путёвке и обратно. Согласно данному перечню к таким основаниям относятся: отсутствие у гражданина статуса, дающего право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, непредставление заявителем необходимых документов либо представление документов, оформленных с нарушением требований законодательства Российской Федерации, отказ гражданина от получения соответствующей государственной услуги.

Частью 3 статьи 6.5 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ предусмотрено, что порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 1 и 4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 864, финансовое обеспечение по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (в него входит предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение) является расходным обязательством Российской Федерации.

Финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки в виде обеспечения путёвкой на санаторно-курортное лечение и проездом на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, осуществляется за счёт денежных средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, которые направляются в виде межбюджетных трансфертов Фонду социального страхования Российской Федерации.

Фонд социального страхования Российской Федерации распределяет указанные денежные средства по территориальным отделениям Фонда на основании представленных ими бюджетных заявок и перечисляет их санаторно-курортным учреждениям в соответствии с заключенными с ними договорами (пункты 4, 11, 19 - 21 Правил).

В целях обеспечения реализации прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг, социальных доплат к пенсии, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на ежемесячные денежные выплаты и предоставление социальных услуг, осуществляется ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (ч. 1 ст. 6.4 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ). Согласно Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 143 органом, осуществляющим ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, является Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.

Объём необходимого финансирования для исполнения требований Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ, в том числе в части обеспечения путёвками на санаторно-курортное лечение, определяется заблаговременно до принятия федерального закона о федеральном бюджете на новый финансовый год, исходя из норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по санаторно-курортному лечению, ежегодно утверждаемого Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, и численности граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, по состоянию на 1 октября года, предшествующего очередному году, в котором указанные граждане будут иметь право на получение набора социальных услуг (п. 2 Методики расчёта объёма средств, предусмотренных на финансовое обеспечение расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утверждённой Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1294).

Путёвки на санаторно-курортное лечение приобретаются территориальными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации за счёт и в рамках выделенных бюджетных денежных средств в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Таким образом, из содержания приведённых выше нормативных положений, регулирующих отношения по предоставлению отдельным категориям граждан меры социальной поддержки в виде путёвки на санаторно-курортное лечение, усматривается наличие механизма реализации права на указанное лечение, источников и объёмов финансирования государственной социальной помощи, а также порядка реализации гражданами права на получение путёвки, предоставляющей возможность прохождения санаторно-курортного лечения.

Обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путёвки на санаторно-курортное лечение, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в таком лечении по состоянию на соответствующий календарный период, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой указанные разрешительные документы должны предоставляться получателям меры социальной поддержки в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений.

То есть не исключается установление очерёдности обеспечения граждан путёвками на санаторно-курортное лечение, что согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями ч.3 ст. 17 Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 03 апреля 2014 г. N 686-О).

Право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления при наличии медицинских показаний путёвки на санаторно-курортное лечение имеют в равной степени все указанные в статье 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ категории граждан. Внеочередное или первоочередное обеспечение путёвками на санаторно-курортное лечение кого-либо из них данный Закон не предусматривает.

Положения ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ, устанавливающие период предоставления гражданам социальных услуг – в течение календарного года, само по себе не регулирует порядок и не устанавливает сроки их предоставления.

Если гражданин в установленном порядке обратился в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации с заявлением о предоставлении ему путёвки на санаторно-курортное лечение, подтвердив своё право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, наличие показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения, однако в течение календарного года не был обеспечен такой путёвкой, данная услуга считается не предоставленной при этом гражданин сохраняет за собой право на её предоставление.

В итоге учитывать следует не только право несовершеннолетнего ребёнка-инвалида К., дата рождения, на получение от государства путёвки для прохождения санаторно-курортного лечения, но и права иных граждан-получателей набора социальных услуг, ожидающих предоставления им аналогичной меры социальной поддержки, заявления которых о её предоставлении зарегистрированы ранее состоявшегося обращения законного представителя несовершеннолетнего К. за реализацией упомянутого права. Право К. на санаторно-курортное лечение не может быть реализовано за счёт нарушения прав иных граждан, в том числе детей-инвалидов, также обеспеченных государственной социальной поддержкой, ранее заявивших о нуждаемости в ней.

При таких обстоятельствах у районного суда не имелось правовых оснований для удовлетворения исковых требований Куксиной Е.В., доводы апелляционной жалобы которой не влияют на правильность выводов, изложенных в оспариваемом судебном акте.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Апелляционную жалобу КУКСИНОЙ Е.В., законного представителя несовершеннолетнего ребёнка К., на решение Свердловского районного суда г. Перми от 28 сентября 2015 года оставить без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи