Единая база данных решений судов общей юрисдикции Российской Федерации

Решение

Дело: 33-28015/2015

Дата опубликования: 21 января 2016 г.

Краснодарский краевой суд

Судья – Мышко А.А. Дело <...>

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 ноября 2015 года г. Краснодар

Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Цехомской Е.В.

судей: Морозовой Н.А., Сидорова В.В.

по докладу судьи Морозовой Н.А.

с участием прокурора Шаповаловой О.Ю.

при секретаре Ткач И.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации муниципального образования Павловский район по доверенности Задорожней В.В. на решение Павловского районного суда Краснодарского края от 17 сентября 2015 года.

Заслушав доклад судьи, судебная коллегия,

установила:

Прокурор Павловского района Краснодарского края в интересах Рябининой С.Р. обратился в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования Павловский район, министерству социального развития и семейной политики Краснодарского края о предоставлении жилого помещения по договору социального найма. В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой района по заявлению Рябининой СР. проведена проверка соблюдения законодательства о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В ходе проверки установлено, что Рябинина С.Р., <...> г.р., состоит на учете в администрации муниципального образования Павловский район по категории детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, в соответствии с приказом Министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края от 21.02.2014 <...>-жс «О включении Рябининой С.Р. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями».

Рябинина СР. до настоящего времени не реализовала свои права, закрепленные в п.1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», то есть жильем не обеспечена. Непринятие требуемых мер, направленных на исполнение законодательства о дополнительных гарантиях по социальной поддержке граждан из категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в части обеспечения по месту жительства жилой площадью не ниже установленных социальных норм, влечет за собой нарушение прав и законных интересов Рябининой С.Р.

Учитывая изложенное истец просит суд обязать администрацию муниципального образования Павловский район предоставить Рябининой С.Р., <...> г.р., по месту жительства благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма; обязать министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края выделить денежные средства, необходимые для предоставления Рябининой С.Р., <...> г.р., жилого помещения.

В судебном заседании прокурор заявленные исковые требования поддержал в полном объеме.

Решением Павловского районного суда Краснодарского края от 17 сентября 2015 года исковое заявление прокурора Павловского района Краснодарского края в интересах Рябининой С.Р. удовлетворено.

На администрацию муниципального образования Павловский район Краснодарского края возложена обязанность предоставить Рябининой С.Р., <...> г.р., по месту жительства благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

На Министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края возложена обязанность выделить денежные средства, необходимые для предоставления Рябининой С.Р., <...> года рождения, жилого помещения.

В апелляционной жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, представитель администрации муниципального образования Павловский район по доверенности Задорожняя В.В. просит решение Павловского районного суда Краснодарского края от 17 сентября 2015 года отменить. В обоснование доводов жалобы указано, что решение суда первой инстанции незаконно, необоснованно, вынесено с нарушением норм процессуального права, без полного исследования всех материалов дела.

В возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора района Щербаков Д.Р. полагает решение суда первой инстанции законным, обоснованным и неподлежащим отмене.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав прокурора Шаповалову О.Ю., судебная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, прокуратурой района по заявлению Рябининой С.Р. проведена проверка соблюдения законодательства о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 года №159- ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Рябинина С.Р. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Приказом министерства от 21.02.2014 <...>-жс Рябинина С.Р. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

В ходе прокурорской проверки было установлено, что до настоящего времени Рябининой С.Р. жилое помещение не предоставлено.

На основании ст. 4 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

Статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закона №159-ФЗ) предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей после окончания пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях профессионального образования, либо возвращения из мест лишения свободы обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно ст. 1 Закона №159-ФЗ лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Определением Конституционного Суда РФ от 05.02.2009 года №250-0-П установлено, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Законом Краснодарского края от 15.12.2004 года №805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» органы местного самоуправления образований Краснодарского края (в том числе муниципальное образование Павловский район) наделяются отдельными государственными полномочиями согласно приложению к настоящему Закону по решению ряда вопросов, в том числе предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Закон Краснодарского края от 03.06.2009 года №1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» (в ред. Закона Краснодарского края от 01.03.2013 года №2665-КЗ) также определяет порядок предоставления жилого предоставления жилого помещения гражданам указанной категории.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

С учетом указанных правовых норм, суд первой инстанции правильно указал, что у администрации муниципального образования Павловский район возникла обязанность по предоставлению Рябининой С.Р. жилого помещения на территории муниципального образования Павловского района.

Судом первой инстанции установлено, что согласно Закону Краснодарского края от 12.12.2014 № 3068-КЗ «О краевом бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края является главным распорядителем бюджетных средств, выделенных на реализацию Закона Краснодарского края от 03.06.2009 № 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае».

В соответствии с таблицей 30 приложения 24 к Закону Краснодарского края от 12.12.2014 № 3068-КЗ «О краевом бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» муниципальному образованию Павловский район выделена из краевого бюджета субвенция на осуществление отдельных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в размере 68538,4 тыс. рублей и заключены соответствующие соглашения между министерством и муниципальным образованием Павловский район.

Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что муниципальное образование Павловский район обладает бюджетными полномочиями по обеспечению бюджетных обязательств подлежащих исполнению в соответствующем финансовом году.

Доказательства вины министерства в нарушении бюджетного законодательства и непринятии мер, направленных на выделение субвенции из средств соответствующего бюджета (Краснодарского края) муниципальному образованию Павловский район, не представлены.

Согласно ч.1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Частью 1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма иди членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения до договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются вышеуказанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

В силу ст.ст. 2,5 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 №1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий на имущество и жилое помещение детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение обеспечиваются путем предоставления жилых помещений по договорам социального найма.

Кроме того статьей 1 Закона Краснодарскою края от 15.12.2004 №805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» органы местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края наделяются отдельными государственными полномочиями по решению, в том числе вопросов обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее также - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа), в соответствии с Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» в части: приобретения, строительства (в том числе участия в долевом строительстве) жилых помещений и включения таких жилых помещений в муниципальный специализированный жилищный фонд с отнесением их к жилым помещениям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно Определению Верховного Суда РФ от 12.08.2014 № 86-ГПР14-7, содержащееся в ч.З ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

При таких обстоятельствах, учитывая, что до настоящего время Рябининой С.Р. не предоставлено жилое помещение, судом первой инстанции обоснованно удовлетворены заявленные прокурором Павловского района Краснодарского края в интересах Рябининой С.Р. исковые требования.

Доказательства, положенные судом первой инстанции в основу своих выводов, сомнений в достоверности не вызывают.

Доводы жалобы не могут быть приняты судом в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам, материалам дела и направлены на ошибочное толкование норм материального права.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда, не усматривается.

С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,

определила:

решение Павловского районного суда Краснодарского края от 17 сентября 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя администрации муниципального образования Павловский район по доверенности Задорожней В.В. - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: