Единая база данных решений судов общей юрисдикции Российской Федерации

Решение

Дело: 33а-28013/2015

Дата опубликования: 21 января 2016 г.

Краснодарский краевой суд

Судья Попов П.А. дело N <...>

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 ноября 2015 г. г. Краснодар

Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Цехомской Е.В.,

судей Морозовой Н.А., Сидорова В.В.,

по докладу судьи краевого суда Морозовой Н.А.,

при секретаре Ткач И.И.,

слушала в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Володина В.А., Крапивина А.Ю., Стельмаховой Т.Ю., Стринадкина О.Л., Янчук Л.Ф. на решение Геленджикского городского суда от 26 августа 2015 г.

Заслушав доклад судьи, судебная коллегия

установила:

Володин В.А., Крапивин А.Ю., Стельмахова Т.Ю., Стринадкин О.Л., Янчук Л.Ф. обратились в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования город-курорт Геленджик, министерству природных ресурсов Краснодарского края, Федеральному агентству лесного хозяйства об оспаривании действий органа местного самоуправления, отраслевого органа субъекта и органа государственной власти.

В обоснование требований административные истцы указали, что они являются арендаторами лесных участков, расположенных по адресу: Краснодарский край, лесничество Геленджикское, участковое лесничество Кабардинское, кварталы <...>. При этом администрация муниципального образования город-курорт Геленджик не включила указанные лесные участки в проект Генерального плана города-курорта Геленджик. В свою очередь министерство природных ресурсов Краснодарского края отказывает во внесении изменений в техническое задание на подготовку документации по проектированию границ лесопарковой зоны. Федеральное агентство лесного хозяйства отказало в согласовании проектной документации по изменению границ лесопарковых зон в лесах Геленджикского и Абинского лесничества Краснодарского края. Административные истцы полагают, что действия административных ответчиков незаконными, нарушающими их права, поскольку принадлежащие истцам на правах аренды лесные участки должны быть включены в границы земель населенных пунктов в целях использования для индивидуального жилищного строительства.

В связи с чем, административные истцы просят признать незаконными действия главы муниципального образования город-курорт Геленджик, выразившиеся в согласовании проекта Генерального плана муниципального образования город-курорт Геленджик в порядке, установленном приказом министерства регионального развития Российской Федерации от 27 февраля 2012 г. N 69, без включения лесных участков в кварталах <...> Геленджикского лесничества Кабардинского участкового лесничества в границы населенного пункта город-курорт Геленджик.

Обязать главу муниципального образования город-курорт Геленджик включить в проект Генерального плана город-курорт Геленджик лесные участки в кварталах <...> Геленджикского лесничества Кабардинского участкового лесничества в границы населенного пункта город-курорт Геленджик в течение 5 рабочих дней со дня вступления в законную силу решения суда.

Обязать главу муниципального образования город-курорт Геленджик внести в порядке, установленном приказом министерства регионального развития Российской Федерации от 27 февраля 2012 г. N 69, на согласование проект генерального плана город-курорт Геленджик с включением лесных участков в кварталах <...> Геленджикского лесничества Кабардинского участкового лесничества в границы населенного пункта город-курорт Геленджик в течение 10 рабочих дней со дня вступления в законную силу решения суда.

Признать незаконным решение главы муниципального образования город-курорт Геленджик об отказе в согласовании схемы исключаемых и проектируемых лесных участков лесопарковой зоны, выраженный в письме первого заместителя главы муниципального образования город-курорт Геленджик Ф.Г. Колесникова от 07 марта 2014 г. N <...>.

Обязать министерство природных ресурсов Краснодарского края внести изменения в техническое задание к договору с ИП Бояршиновым Ю.В. от 30 декабря 2013 г. на подготовку документации по проектированию (изменению) границ лесопарковой зоны и (или) зеленой зоны в границах Геленджикского лесничества Кабардинского участкового лесничества, изменив цель изменения границ лесопарковых зон со строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов на включение лесных участков в границы населенных пунктов, в течение 5 рабочих дней со дня вступления в законную силу решения суда.

Обязать ИП Бояршинова Ю.В. направить на согласование в администрацию муниципального образования город-курорт Геленджик схемы исключаемых и проектируемых лесных участков лесопарковой зоны, разработанные в рамках исполнения приказа министерства природных ресурсов Краснодарского края от 04 декабря 2013 г. N 2002 и договора на подготовку документации по проектированию (изменению) границ лесопарковой зоны в границах Геленджикского лесничества Кабардинского участкового лесничества кварталы <...> от 30 декабря 2013 г. с целью включения лесных участков в границы населенного пункта и после их согласования направить проектную документацию по проектированию границ лесопарковых зон и (или) зеленых зон в Комиссию Федерального агентства лесного хозяйства по рассмотрению проектной документации по проектированию границ лесопарковых зон и (или) зеленых зон в соответствии с требованиями Положения.

Обязать главу муниципального образования город-курорт Геленджик в течение 10 рабочих дней со дня представления согласовать схемы исключаемых и проектируемых лесных участков лесопарковой зоны, разработанные ИП Бояршиновым Ю.В. в рамках исполнения приказа Министерства природных ресурсов Краснодарского края от 04 декабря 2013 г. N 2002 и договора на подготовку документации по проектированию (изменению) границ лесопарковой зоны в границах Геленджикского лесничества Кабардинского участкового лесничества кварталы <...> от 30 декабря 2013 г. с целью включения лесных участков в границы населенного пункта и предоставить сведения о границах населенных пунктов и муниципальных образований, на территории которых проектируются лесопарковые зоны.

Признать незаконным решение Федерального агентства лесного хозяйства в согласовании проектной документации по изменению границ лесопарковых зон в лесах Геленджикского и Абинского лесничеств Краснодарского края, выраженный в заключении комиссии Федерального агентства лесного хозяйства по рассмотрению проектной документации по проектированию границ лесопарковых зон и (или) зеленых зон от 13 августа 2014 г. на проектную документацию по изменению границ лесопарковых зон в лесах Геленджикского и Абинского лесничеств Краснодарского края.

Обязать Федеральное агентство лесного хозяйства в лице комиссии Федерального агентства лесного хозяйства по рассмотрению проектной документации по проектированию границ лесопарковых зон и (или) зеленых зон в течение 10 рабочих дней со дня предоставления согласовать проектную документацию по изменению границ лесопарковых зон в лесах Геленджикского и Абинского лесничеств Краснодарского края, разработанную ИП Бояршиновым Ю.В. в рамках исполнения приказа Министерства природных ресурсов Краснодарского края от 04 декабря 2013 г. N 2002 и договора на подготовку документации по проектированию (изменению) границ лесопарковой зоны в границах Геленджикского лесничества Кабардинского участкового лесничества кварталы <...> от 30 декабря 2013 г. с целью включения лесных участков в границы населенного пункта.

Решением Геленджикского городского суда от 26 августа 2015 г. в удовлетворении административного иска Володина В.И. и соистцов отказано.

В апелляционной жалобе административные истцы выражают несогласие с принятым решением суда и просят его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении их требований в полном объеме. В обоснование жалобы указывают, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом допущены нарушения норм материального и процессуального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя администрации муниципального образования город-курорт Геленджик по доверенности Кулиничева Д.Г., полагавшего решение законным и обоснованным, судебная коллегия полагает правильным решение суда первой инстанции отменить.

Генеральный план является одним из видов документов территориального планирования (статья 18 Градостроительного кодекса РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 9 Градостроительного кодекса РФ, территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Из части 3 статьи 24 Градостроительного кодекса РФ следует, что подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 настоящего Кодекса и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.

Согласно статье 7 Земельного кодекса РФ, все земли по целевому назначению подразделяются на самостоятельные категории, в частности, на земли населенных пунктов, земли лесного фонда.

Статья 8 Земельного кодекса РФ устанавливает критерии отнесения земель к категориям, а также порядок перевода их из одной категории в другую. Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном Земельным кодексом РФ и Градостроительным кодексом РФ.

Порядок установления или изменения границ населенных пунктов определен статьей 84 Земельного кодекса РФ.

На основании пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

Из содержания статей 21, 24, 25 Градостроительного кодекса РФ следует, что планирование развития территории муниципального образования допускается путем включения в границы населенного пункта земельных участков из земель лесного фонда.

Согласно пункту 7 статьи 105 Лесного кодекса РФ, изменение границ лесопарковой зоны, функциональных зон в лесопарковых зонах, площадь и границы лесопарковых зон, зеленых зон определяются в порядке, установленном Правительством РФ.

В соответствии с пунктом 23 Положения об определении функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых зон, зеленых зон, утвержденного постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2009 г. N 1007, изменение границ лесопарковых зон, которое может привести к уменьшению площади этих зон, не допускается. При изменении границ лесопарковых зон площадь исключаемых лесных участков компенсируется включением в границы этих зон лесных участков, площадь которых не меньше площади исключаемых лесных участков, которые расположены на территории того же лесничества (лесопарка) либо на территории ближайших лесничеств (лесопарков).

При этом, разрешая спор, суд не учел, что согласно пункту 1.1 статьи 82 Земельного кодекса РФ определение функциональных зон в лесопарковых зонах, площади лесопарковых зон, зеленых зон, установление и изменение границ лесопарковых зон, зеленых зон относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Администрация Краснодарского края, являясь высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края на основании Закона Краснодарского края от 07 июня 2001 г. N 365-КЗ «О структуре высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края - администрации Краснодарского края и системе исполнительных органов государственной власти Краснодарского края», не была привлечена судом к участию в деле, тогда как принятое решение по делу может повлиять на права и обязанности органа власти субъекта.

К участию в деле в качестве административного ответчика привлечено министерство природных ресурсов Краснодарского края, однако, постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19 октября 2012 г. N 1250 не содержит положений о том, что администрация Краснодарского края делегировала министерству соответствующие полномочия.

Кроме того, из материалов дела следует, что в соответствии с проектом для компенсации исключаемой части лесопарковой зоны Кабардинского участкового лесничества Геленджикского лесничества площадью 92,5 га (общая площадь целых лесных выделов, в которых будут расположены проектируемые линейные объекты) предлагается включить в состав лесопарковой зоны равнозначные по площади и по составу лесных насаждений участки Шапсугского участкового лесничества Абинского лесничества.

Административные истцы полагают, что из письма заместителя главы муниципального образования Абинского района С.В. Петриченко от 27 февраля 2014 г. N <...> следует, что администрация Абинского района не возражает против включения в состав лесопарковой зоны равнозначных по площади и по составу лесных насаждений участки Шапсугского участкового лесничества Абинского лесничества.

Вместе с тем, в указанном письме лишь разъяснен порядок изменения границ лесопарковых зон. Орган местного самоуправления не выражал своего мнения относительно включения в состав лесопарковой зоны равнозначных по площади и по составу лесных насаждений участки Шапсугского участкового лесничества Абинского лесничества. Вывод об отсутствии или наличии нарушения права муниципального образования является преждевременным.

Таким образом, администрацию муниципального образования Абинский район также надлежало привлечь к участию в деле для правильного и всестороннего разрешения спора.

Согласно статье 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пунктах 2 и 3 Постановления от 19 декабря 2003 г. N 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права. Обоснованным решение является тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 – 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

В силу части 2 статьи 3 Федерального закона от 08 марта 2015 г. N 22-ФЗ «О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» не рассмотренные до 15 сентября 2015 г. апелляционные, кассационные, надзорные жалобы (представления), частные жалобы (представления) разрешаются в соответствии с процессуальным законом, действующим на момент рассмотрения таких жалоб (представлений).

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства РФ решение суда первой инстанции подлежат безусловной отмене в случае принятия судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.

Согласно пункту 3 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в случае, если судом был разрешен вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.

С учетом изложенных обстоятельств, решение нельзя признать законным, в связи с чем, оно подлежит отмене, а дело – направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует учесть изложенное, правильно определить состав лиц, участвующих в деле, и с учетом установленного постановить судебное решение.

Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

определила:

решение Геленджикского городского суда от 26 августа 2015 г. отменить.

Административное дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Председательствующий:

Судьи: