Решение
Дело: 5-1/2016
Дата опубликования: 26 января 2016 г.
Далматовский районный суд Курганской области
Дело № 5-1/2016г.
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г.Далматово Курганской области 21 января 2016 года
Судья Далматовского районного суда Курганской области Новоторкина Татьяна Витальевна, рассмотрев в здании Далматовского районного суда Курганской области, расположенном по адресу: г.Далматово Курганской области, ул.Ленина, 62, кабинет № 7, дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Муниципального учреждения – Управления по делам образования, культуры, молодёжи и спорта (УДОКМС), зарегистрированного по адресу: 641730, г.Далматово Курганской области ул.Советская,187,
у с т а н о в и л:
11 января 2016 г. в Далматовский районный суд из ОУФМС России по Курганской области в Далматовском районе поступил протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.15 Кодексом РФ об административных правонарушениях, за №* от **.**.****, составленный в отношении Муниципального учреждения – Управления по делам образования, культуры, молодёжи и спорта, далее (УДОКМС).
В протоколе об административном правонарушении указано, что **.**.**** работодатель – юридическое лицо Управление по делам образования, культуры, молодёжи и спорта (далее УДОКМС), уведомило отделение по вопросам внешней трудовой миграции Управления ФМС России по Курганской области о расторжении трудового договора с гражданином Республики Казахстан ФИО2, **.**.**** года рождения (далее – иностранный гражданин). При этом в уведомлении указано, что трудовой договор с данным иностранным гражданином расторгнут **.**.**** В ходе административного расследования, возбужденного **.**.****, было установлено, что трудовой договор УДОКМС с иностранным гражданином заключило **.**.****, к трудовым обязанностям последний приступил в тот же день. Трудовые обязанности прекращены **.**.**** УДОКМС в соответствии с ч. 8 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» обязан был в срок, не превышающий трёх рабочих дней с даты заключения трудового договора, либо прекращении (расторжении) договора с иностранным гражданином уведомить территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность. Следовательно, срок исполнения данной обязанности закончился у УДОКМС **.**.**** Административная ответственность за данное нарушение предусмотрена ч. 3 ст. 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Должностное лицо, составившее протокол - инспектор отделения УФМС России по Курганской области в Далматовском районе Семёнова О.А. в судебном заседании обстоятельства, изложенные в протоколе, поддержала.
Представитель юридического лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, Волынец Е.С., действующая по доверенности, в судебном заседании с протоколом об административном правонарушении согласилась, пояснила, что, действительно УДОКМС нарушило срок уведомления о расторжении трудового договора с иностранным гражданином. Данное нарушение стало возможным в связи с тем, что работники кадровой службы отсутствовали на работе, одна по причине болезни, другая находилась в отпуске, а исполнение их обязанностей между работниками УДОКМС распределено не было. По мнению УДОКМС совершённое правонарушение фактически не повлекло каких-либо негативных юридических последствий, Богатищева до настоящего времени работает по основному месту работы в «Адрес Обезличен», хотя и несвоевременно, но всё-таки УДОКМС исполнило свою обязанность уведомить ОУФМС о расторжении трудового договора с иностранным гражданином, поэтому просят в силу ст. 2.9 КоАП РФ освободить УДОКМС от административной ответственности, признав совершённое правонарушение малозначительным. Кроме того, УДОКМС является муниципальным учреждением, финансируется из бюджета района и не в полном объёме, а также других источников финансирования не имеет, поэтому для них будет крайне обременительно уплатить наложенный на них штраф, так как санкция закона за данное правонарушение предусматривает размер административного штрафа от 400 тысяч рублей.
Заслушав мнения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные материалы, судьёй установлено следующее.
Согласно копии свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц от 21 октября 2002 г., Муниципальное учреждение – Управление по делам образования, культуры, молодёжи и спорта (УДОКМС) зарегистрировано Администрацией Далматовского района в качестве юридического лица 30 октября 2001 г. за № 551, постановлено на учёт в Межрайонную ИФНС № 2 по Курганской области с 12 ноября 2001 г.
**.**.**** между УДОКМС и ФИО2 заключён трудовой договор №*, согласно которому ФИО2 принята на должность уборщицы для обслуживания МКОУ «Адрес Обезличен» по совместительству на неопределённый срок с **.**.**** с испытательным сроком 3 месяца. Согласно приказу №*-кх от **.**.**** трудовой договор от **.**.**** прекращён, ФИО2 уволена **.**.**** на основании п.3 ч.1 ст. 77 ТК РФ по инициативе работника.
В силу ч. 8 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ) работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трёх рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
Указанное уведомление может быть направлено работодателем или заказчиком работ (услуг) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Форма и порядок подачи указанного уведомления (в том числе в электронном виде) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.
Приказом ФМС России от 08.12.2014 № 640 «О внесении изменений в приказ ФМС России от 28 июня 2010 № 147 «О формах и порядке уведомления Федеральной миграционной службы об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации» утверждены формы и порядок уведомления ФМС России об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории РФ.
Подать данные уведомления работодатели (заказчики работ, услуг) должны в территориальный орган ФМС России того субъекта РФ, на территории которого иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, в срок, не превышающий трёх рабочих дней с даты заключения (прекращения) трудового (гражданско-правового) договора (абз. 1 п. 8 ст. 13 упомянутого Закона, п. 2 Порядка). Уведомления могут быть направлены на бумажном носителе либо поданы в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет (например, через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)) (абз. 2 п. 8 ст. 13 названного Закона, п. 6 Порядка).
Из сообщения руководителя УДОКМС ФИО4 от **.**.**** следует, что ФИО5 **.**.**** была принята на работу в хозяйственно-эксплуатационный отдел УДОКМС на условиях совместительства. В целях исполнения Федерального закона от 25.07.2002г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» старшим инспектором по кадрам ФИО6 **.**.**** в адрес УФМС было направлено уведомление о заключении трудового договора на выполнение работ с иностранным гражданином по форме, утверждённой приказом ФМС России от **.**.**** №*. **.**.**** от ФИО5 поступило заявление на увольнение с **.**.**** Кадровая служба УДОКМС состоит из двух инспекторов по кадрам. На **.**.**** инспектор Конышева находилась на больничном, второй инспектор Мальцева находилась в очередном отпуске. На период их отсутствия исполнение их обязанностей между другими работниками УДОКМС не было распределено. В связи с этим уведомление о расторжении трудового договора с ФИО5 было направлено в ОУФМС только **.**.****, то есть после истечения трёх рабочих дней с момента прекращения трудового договора.
Из уведомления о прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином или лицом без гражданства и штампу УФМС о входящей корреспонденции следует, что УФМС России по Курганской области было уведомлено **.**.**** почтой от **.**.**** о прекращении (расторжении) трудового договора на выполнение работ между УДОКМС и ФИО2
Заслушав пояснения участников административного производства, исследовав письменные материалы дела, судья приходит к выводу о том, что УДОКМС ненадлежащим образом исполнил возложенную на него обязанность - сообщить в установленный срок в уполномоченный орган о прекращении трудового договора с гражданином иностранного государства.
В соответствии с частью 3 статьи 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях административным правонарушением признается не уведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трёх рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом.
Согласно примечанию к статье 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в целях указанной статьи под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.
При изложенных обстоятельствах, действия УДОКМС по не уведомлению в установленный законом срок территориального органа ФМС России о прекращении трудового договора с иностранным гражданином образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Санкция ч. 3 ст. 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает наказание для юридических лиц в виде административного штрафа от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
Вместе с тем по делу также установлено, что УДОКМС **.**.**** уведомило территориальный орган ФМС России о прекращении трудового договора с иностранным гражданином, таким образом, фактически исполнив возложенную на него обязанность.
В соответствии со ст. 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях при малозначительности совершённого административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 21 Постановления Пленума от 24.03.2005 № 5 (в ред. 19.12.2013) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. При этом необходимо иметь в виду, что с учётом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения. При квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного надлежит учитывать, что статья 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях не содержит оговорок о её неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным Кодексом РФ об административных правонарушениях. Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в Кодексе РФ об административных правонарушениях конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.
Исходя из оценки конкретных обстоятельств совершённого УДОКМС правонарушения, учитывая, что нарушенный срок представления сведений составил всего несколько дней, нарушение допущено в отношении одного иностранного гражданина, совершённое им деяние не повлекло каких-либо неблагоприятных последствий, УДОКМС фактически исполнило обязанность по уведомлению УФМС о прекращении трудового договора с иностранным гражданином, а также принимая во внимание то, что сведений о повторном привлечении УДОКМС за подобное правонарушение нет, при таких обстоятельствах, судья находит совершённое деяние малозначительным.
При оценке обстоятельств совершения правонарушения суд принимает во внимание и принцип соразмерности и справедливости наказания при привлечении к административной ответственности (минимальный размер штрафа по части 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для юридических лиц составляет четыреста тысяч рублей).
Правовым последствием применения положений ст. 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях является вынесение постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении и объявление устного замечания.
На основании изложенного, судья приходит к выводу о наличии оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении в отношении УДОКМС.
Руководствуясь ст. 29.7-29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
П О С Т А Н О В И Л:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Муниципального учреждения – Управления по делам образования, культуры, молодёжи и спорта (УДОКМС) прекратить в связи малозначительностью совершённого правонарушения и ограничиться устным замечанием.
Постановление может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления, путём подачи жалобы через Далматовский районный суд Курганской области.
Судья Т.В.Новоторкина