Единая база данных решений судов общей юрисдикции Российской Федерации

Решение

Дело: 33-1107/2016

Дата опубликования: 27 января 2016 г.

Волгоградский областной суд

Судья Данилова О.В. Дело № 33-1107/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

гор. Волгоград 21 января 2016 года

Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего Олейниковой В.В.

судей Чекуновой О.В., Бурковской Е.А.

при секретаре Яковлевой А.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации к администрации Краснопахаревского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области о присуждении к исполнению обязанности в натуре,

по апелляционной жалобе администрации Краснопахаревского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области,

на заочное решение Городищенского районного суда Волгоградской области от 06 октября 2015 года, которым постановлено:

«Иск Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации, к администрации Краснопахаревского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области – удовлетворить.

Обязать администрацию Краснопахаревского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области принять меры по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения пруда «<.......>», расположенного <адрес>, а именно: разработать правила эксплуатации гидротехнического сооружения; создать службу эксплуатации гидротехнического сооружения, лицу ответственному за безопасную эксплуатацию пройти обучение и аттестоваться в Нижне-Волжском управлении Ростехнадзора; разработать декларацию безопасности гидротехнического сооружения и представить ее в Нижне-Волжское управление Ростехнадзора для получения разрешения на эксплуатацию, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу».

Заслушав доклад судьи Чекуновой О.В., выслушав представителя администрации Краснопахаревского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области – И.И.Г., поддержавшего доводы жалобы, прокурора К.Н.В., возражавшего против отмены решения суда, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда

УСТАНОВИЛА:

Волгоградский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации к администрации Краснопахаревского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области о возложении обязанности в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения пруда «<.......>», расположенного <адрес>, а именно: разработать правила эксплуатации гидротехнического сооружения; создать службу эксплуатации гидротехнического сооружения, лицу ответственному за безопасную эксплуатацию пройти обучение и аттестоваться в Нижне-Волжском управлении Ростехнадзора; разработать декларацию безопасности гидротехнического сооружения и представить ее в Нижне-Волжское управление Ростехнадзора для получения разрешения на эксплуатацию.

В обоснование требований указал, что администрация Краснопахаревского сельского поселения Городищенского муниципального района является собственником гидротехнического сооружения пруда «<.......>». В состав ГТС пруда «<.......>» входят: плотина, паводковый трубчатый водосброс и пруд. В ходе проверки исполнения природоохранного законодательства, проведенной Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратурой, установлено, что администрацией Краснопахаревского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области, не в полной мере осуществляется деятельность по обеспечению безопасности ГТС, что может привести к возникновению чрезвычайной ситуации, созданию опасности причинения вреда здоровью граждан и окружающей среде.

Судом постановлено указанное выше заочное решение.

В апелляционной жалобе администрация Краснопахаревского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области оспаривает законность и обоснованность судебного постановления, ввиду неправильного применения норм материального и процессуального права, просит его отменить, принять по делу новое решение.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

Согласно статье 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды", хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.

Статьей 39 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны в том числе содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения.

Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, реконструкции, восстановлении, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений регулируются положениями Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений".

В силу ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.07.1997 года N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих общих требований:

обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений;

представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений;

государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений;

непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений;

осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение;

необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях;

ответственность за действия (бездействие), которые повлекли за собой снижение безопасности гидротехнических сооружений ниже допустимого уровня.

В силу ст. 9 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений», собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны, в том числе:

обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации;

обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения;

обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения;

обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения;

создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения;

организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей организации;

финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения.

Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.

Согласно ст. 10 Федерального закона РФ «О безопасности гидротехнических сооружений», на стадиях проектирования, строительства, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, вывода из эксплуатации гидротехнического сооружения, а также после его реконструкции, капитального ремонта, восстановления либо консервации собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация составляет декларацию безопасности гидротехнического сооружения.

Декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности.

Содержание декларации безопасности гидротехнического сооружения, порядок ее разработки и представления в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти устанавливает Правительство Российской Федерации с учетом специфики гидротехнического сооружения.

Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация представляет декларацию безопасности гидротехнического сооружения в установленном законодательством Российской Федерации порядке в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти. Поступление в указанный орган декларации безопасности гидротехнического сооружения, разрабатываемой в составе проектной документации, прошедшей государственную экспертизу в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, либо утверждение таким органом декларации безопасности гидротехнического сооружения, составляемой на стадии эксплуатации, вывода из эксплуатации гидротехнического сооружения, а также после его реконструкции, капитального ремонта, восстановления или консервации, является основанием для внесения гидротехнического сооружения в Регистр и получения разрешения на эксплуатацию или вывод из эксплуатации гидротехнического сооружения либо на его восстановление или консервацию.

Порядок декларирования гидротехнических учреждений регламентирован Положением о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.11.1998 года N 1303.

Согласно п. 25 Положения, декларация безопасности, утвержденная органом надзора, а также декларация безопасности, разработанная в составе проектной документации, прошедшей государственную экспертизу в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, являются основанием для внесения гидротехнического сооружения в Российский регистр гидротехнических сооружений и выдачи этим органом надзора разрешений на эксплуатацию, вывод из эксплуатации, восстановление или консервацию гидротехнического сооружения. Указанные разрешения выдаются органом надзора на срок действия декларации безопасности.

В силу п. 7 Положения, составлению декларации безопасности гидротехнических сооружений при их вводе в эксплуатацию после завершения строительства, реконструкции или капитального ремонта, а также эксплуатируемых и строящихся гидротехнических сооружений предшествует обследование гидротехнических сооружений, которое организуется их собственниками или эксплуатирующей организацией, с обязательным участием представителей органа надзора.

По результатам преддекларационного обследования составляется акт, утвержденный Приказом Минприроды РФ от ДД.ММ.ГГГГ № № <...>, в котором указывается итоговая оценка уровня безопасности и уровня технического состояния ГТС (комплекса ГТС); вывод о готовности объекта к локализации и ликвидации опасных повреждений и аварийных ситуаций на ГТС; соответствие структуры и штатов подразделений, занимающихся эксплуатацией и обслуживанием ГТС, проекту, соответствие квалификации персонала действующим нормам и правилам; оценка оснащенности ГТС контрольно-измерительной аппаратурой и организации контроля безопасности ГТС; перечень необходимых мероприятий по обеспечению безопасности ГТС и сроки их выполнения; подлежит декларированию безопасности или нет.

При этом, статья 3 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 117-ФЗ предусматривает, что ответственность за безопасность гидротехнического сооружения возлагается Законом на собственника гидротехнического сооружения или эксплуатирующую организацию (ст. 9 ФЗ РФ).

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что на <адрес> расположено гидротехническое сооружение пруда «<.......>», которое включает в себя: плотину, паводковый трубчатый водосброс и пруд.

Указанное гидротехническое сооружение находится в собственности администрации Краснопахаревского сельского поселения Городищенского муниципальною района.

В ходе проведенной проверки Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратурой исполнения администрацией Краснопахаревского сельского поселения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений установлено, что последней при эксплуатации ГТС не разработана декларация безопасности гидротехнического сооружения, не создана служба эксплуатации ГТС, не разработаны правила эксплуатации ГТС.

Оценив представленные по делу доказательства, в соответствии со ст.67 ГПК РФ, учитывая установленные по делу обстоятельства, принимая во внимание вышеуказанные требования федерального законодательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что заявленные требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку неисполнение ответчиком законодательства по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения создает возможность возникновения чрезвычайных ситуаций, которые могут повлечь человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Доводы апелляционной жалобы о том, что не установлен источник возможного развития чрезвычайной ситуации, так как пруд не имеет естественных связей с другими водоемами, в связи с чем, на нем не может образоваться разрушительная волна, судебная коллегия находит несостоятельными к отмене решения суда, поскольку как видно из материалов дела, образование волны возможно в результате разрушения (размыва) плотины, разрушения обводного канала.

Кроме того, ответчик, как собственник спорного гидротехнического сооружения несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения и обязан составить декларацию безопасности гидротехнического сооружения, которая является основным документом, содержащим сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности.

Поскольку при принятии решения судом первой инстанции правильно применены нормы материального и процессуального права, то оснований к отмене судебного решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

заочное решение Городищенского районного суда Волгоградской области от 06 октября 2015 года – оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Краснопахаревского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: