Единая база данных решений судов общей юрисдикции Российской Федерации

Решение

Дело: 33-1365/2016

Дата опубликования: 27 января 2016 г.

Волгоградский областной суд

Судья Лунев А.В. Дело № 33-1365/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Волгоград 20 января 2016 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего судьи Гулян Р.Ф.,

судей Куденко И.Е., Петрушенко Ф.П.,

при секретаре Князевой Н.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в апелляционном порядке гражданское дело по иску Пономарева И. А. к администрации Котельниковского муниципального района Волгоградской области об оспаривании отказа в выдаче свидетельства о праве на приобретение (строительство) жилья, возложении обязанности

по апелляционной жалобе Пономарева И. А.

на решение Котельниковского районного суда Волгоградской области от 19 октября 2015 г., которым в удовлетворении исковых требований Пономарева И. А. отказано.

Заслушав доклад судьи Куденко И.Е., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Пономарев И.А. обратился с иском к администрации Котельниковского муниципального района Волгоградской области об оспаривании отказа в выдаче свидетельства о праве на приобретение (строительство) жилья, возложении обязанности. В обоснование исковых требований указал, что он составом семьи является участником долгосрочной областной целевой программы «Молодой семье - доступное жилье» на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением администрации Волгоградской области от 14 декабря 2010 г. № 658-п, действующей в рамках Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», и в соответствии с которой молодым семьям предоставляется социальная выплата на приобретение (строительство) жилья. Из уведомлением администрации Котельниковского муниципального района Волгоградской области от 04 июля 2014 г. ему стало известно о приостановлении мероприятий по реализации муниципальной программы «Молодой семье - доступное жилье» на 2014 - 2016 годы на территории Котельниковского муниципального района в части выдачи свидетельств о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья на 2014 и 2015 годы на основании решения Котельниковского районного совета народных депутатов Волгоградской области от 27 июня 2014 г. № 77/527 и Постановления администрации Котельниковского муниципального района Волгоградской области от 02 июля 2014 г. № 543. Полагал, что вышеуказанными действиями администрации Котельниковского муниципального района Волгоградской области были нарушены жилищные права и законные интересы его семьи.

Просил признать незаконным отказ администрации Котельниковского муниципального района Волгоградской области в выдаче свидетельства о праве на приобретение (строительство) жилья; обязать администрацию Котельниковского муниципального района Волгоградской области осуществить социальную выплату.

Судом постановлено указанное выше решение.

Истец Пономарев И.А. обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на нарушение норм материального права.

Проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, выслушав объяснения Пономарева А.И., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» утверждена Федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы (далее – ФЦП «Жилище), а также Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее – Правила).

Указанным Постановлением установлены сроки и этапы реализации принятой в рамках ФЦП «Жилище подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей».

Правила устанавливают порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, а также использования таких выплат.

Согласно п. 3, 4 Правил право молодой семьи - участницы подпрограммы на получение социальной выплаты удостоверяется именным документом - свидетельством о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома (далее - свидетельство), которое не является ценной бумагой. Выдача свидетельства на основании решения о включении молодой семьи в список участников подпрограммы осуществляется органом местного самоуправления в соответствии с выпиской из утвержденного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году. Оплата изготовления бланков свидетельств осуществляется органом исполнительной власти субъекта РФ за счет средств бюджета субъекта РФ, предусматриваемых на финансирование подпрограммы.

Постановлением администрации Волгоградской области от 14 декабря 2010 г. № 658-п утверждена долгосрочная областная целевая программа «Молодой семье - доступное жилье» на 2011 - 2015 годы, реализация которой осуществляется путем предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Волгоградской области на предоставление социальных выплат молодым семьям, а также Порядок предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Волгоградской области на предоставление социальных выплат молодым семьям для приобретения жилья или строительства индивидуального жилого дома в рамках реализации долгосрочной областной целевой программы «Молодой семье – доступное жилье» на 2011-2015 годы (далее – Порядок).

Согласно п. 3 Порядка комитет по делам молодежи Волгоградской области, с учетом средств, выделенных в качестве субсидии из федерального бюджета и предусмотренных на реализацию Программы в областном бюджете на соответствующий год, а также с учетом полученных от муниципальных образований Волгоградской области заявок на участие в конкурсном отборе и списков молодых семей - участников Программы, определяет для каждого муниципального образования Волгоградской области объем средств для предоставления субсидий.

Средства областного бюджета, предусмотренные на софинансирование мероприятий Программы, перечисляются в установленном порядке в бюджеты муниципальных образований Волгоградской области в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных Комитету с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, на основании соглашений, заключаемых с администрациями муниципальных образований Волгоградской области (далее именуются - соглашения), при условии, что в местных бюджетах в необходимых объемах предусмотрены бюджетные ассигнования на софинансирование мероприятий Программы (п.5 Порядка).

Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что семья истца Пономарева И.А. включена в список молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в 2013 году под № <...>.

06 декабря 2013 г. Пономарев А.И. обратился к главе Котельниковского муниципального района Волгоградской области с заявлением о выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы.

Котельниковским районным советом народных депутатов Волгоградской области принято решение от 27 июня 2014 г. № 77/527 о том, чтобы не принимать новые обязательства на финансирование мероприятий по муниципальной программе «Молодой семье – доступное жилье» в связи с недостаточностью средств в бюджете района; рекомендовать главе Котельниковского муниципального района Волгоградской области приостановить финансирование программы на 2014 и 2015 гг.; приостановить выдачу свидетельств на приобретение (строительство) жилья.

Согласно постановлению администрации Котельниковского муниципального района Волгоградской области от 02 июля 2014 г. № 543 мероприятия по реализации муниципальной программы «Молодой семье – доступное жилье» на 2014-2016 годы приостановлены на территории Котельниковского муниципального района в части выдачи свидетельств о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья на 2014 и 2015 гг.

Уведомлением от 04 июля 2014 г. № <...> администрацией Котельниковского муниципального района Волгоградской области Пономареву А.И. сообщено о приостановлении мероприятий по реализации муниципальной программы «Молодой семье - доступное жилье» на 2014 - 2016 годы на территории Котельниковского муниципального района в части выдачи свидетельств о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья на 2014 и 2015 годы на основании решения Котельниковского районного совета народных депутатов Волгоградской области от 27 июня 2014 г. № 77/527 и Постановления администрации Котельниковского муниципального района Волгоградской области от 02 июля 2014 г. № 543.

При этом судом также установлено, что истец и члены его семьи находятся под № <...> в общем сводном списке молодых семей в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.

При таких данных суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что лица, участвовавшие в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы, в случае, если право на получение соответствующей социальной выплаты по ранее действующей программе ими не реализовано, становятся участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2015-2020 годы, поскольку гарантированная социальная выплата не была ими получена по не зависящим от них причинам; принимая во внимание тот факт, что право на получение социальной выплаты в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы семьей истца не реализовано в связи с прекращением ее действия, данная выплата может быть получена семьей истца исключительно в рамках действующей в настоящее время подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в рамках Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы в порядке очередности.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.

Согласно абз. 1, 4 п. 2 ст. 179 Бюджетного кодекса РФ объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственных (муниципальных) программ утверждается законом (решением) о бюджете по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с утвердившим программу нормативным правовым актом Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.

Абзацем 4 п. 2 ст. 179 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что государственные (муниципальные) программы подлежат приведению в соответствие с законом (решением) о бюджете не позднее трех месяцев со дня вступления его в силу.

Федеральным законом от 01.12.2014 N 384-ФЗ (ред. от 20.04.2015) "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" финансирование расходов на реализацию подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы не предусмотрено, как и не было предусмотрено финансирование указанной подпрограммы Федеральным законом N 349-ФЗ от 02.12.2013 "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов".

Федеральным законом от 08 марта 2015 г. № 25-ФЗ действие абз. 4 п.2 ст. 179 Бюджетного кодекса РФ приостановлено до 1 января 2016 г.

Таким образом, в настоящее время федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы, а именно ее подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» не приведена в соответствие с законом о бюджете в связи с приостановлением действия указанной нормы и по прежнему предусматривает определенный объем финансирования исполнения подпрограммы, ожидаемый объем ее выполнения. Однако право истца на обеспечение жильем установленным законодательством способом не нарушено в связи с наличием очередности, поскольку в случае выделения средств они должны быть использованы в первую очередь для обеспечения жильем граждан, отнесенных к той же категории, что и истец, находящихся в списке ранее истца.

В этой связи судебной коллегией отклоняются доводы апелляционной жалобы о наличии у апеллянта права на получение социальной выплаты в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы, так как данное право истца не нарушено.

Иные доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, которые не были проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на обоснованность и законность постановленного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования суда первой инстанции и к несогласию с той оценкой исследованных доказательств, которая дана судом первой инстанции, а также к иному толкованию норм материального права.

Судебная коллегия полагает, что при разрешении спора судом первой инстанции были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению. При этом, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, подтвержденным материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку в соответствие с требованиями процессуальных норм. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом также допущено не было.

При указанных обстоятельствах, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Котельниковского районного суда Волгоградской области от 19 октября 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Пономарева И. А. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: