Единая база данных решений судов общей юрисдикции Российской Федерации

Решение

Дело: 2-14/2016

Дата опубликования: 28 января 2016 г.

Невинномысский городской суд Ставропольского края

дело № 2- 14/2016 г

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Невинномысск 15 января 2016 года

Невинномысский городской суд Ставропольского каря в составе

председательствующего судьи Жердевой Е.Л.,

при секретаре судебного заседания Петижевой А.Н.,

с участием истца Бураковой Зои Кузьминичны,

представителя ответчика ОАО «Водоканал» Шипиловой Ж.В., действующей на основании доверенности,

представителя ООО «РЭУ №1» Соколенко С.Н., действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Бураковой З.К. к ОАО «Водоканал» о признании незаконными действий ОАО «Водоканал» по начислению платы за воду и стоки на общедомовые нужды, при отсутствии водоразборных кранов, об обязании ОАО «Водоканал» произвести перерасчет за период с 01.09.2012г. по 31.08.2015г. и выплатить компенсацию за незаконное пользование денежными средствами,

УСТАНОВИЛ:

Буракова З.К. обратилась в Невинномысский городской суд с исковым заявлением к ОАО «Водоканал» о признании незаконными действий ОАО «Водоканал» по начислению платы за воду и стоки на общедомовые нужды, при отсутствии на общедомовом водопроводе, водопроводных устройств, об обязании ОАО «Водоканал» произвести перерасчет за период с 01.09.2012г. по 31.08.2015г. и выплатить компенсацию за незаконное пользование денежными средствами, в соответствии с действующим законодательством.

В обоснование искового заявления указал, что является собственником (лицевой счет 10297). С 01.09.2012г. ОАО «Водоканал» произвольно устанавливает и получает плату за воду и стоки по общедомовым нуждам. Незаконно присваивает денежные средства за не предоставленную услугу, поскольку на общедомовом водопроводе не имеется водоразборных устройств. В связи с чем просит суд удовлетворить её исковое заявление.

В судебном заседании истец просила суд удовлетворить требования в полном объеме, пояснив что ОАО «Водоканал» незаконно начисляется оплата за воду поставленную якобы на общедомовые нужды, поскольку собственниками помещений в указанном многоквартирном доме уборка и содержание помещений общего назначения и придомовой территории, осуществляется с использованием воды, взятой из водоразборных устройств, расположенных в квартирах жильцов. Расход воды осуществляется через индивидуальные приборы учета воды, в соответствии с которыми абоненты оплачивают потребленную коммунальную услугу.

Представитель ответчика возражал относительно удовлетворения исковых требований, сославшись на доводы представленного в судебное заседание отзыва, из которого следует, что требования истца документально не подтверждены и не обоснованны.

Представитель третьего лица ООО «РЭУ-1» Соколенко С.Н. просил в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку заявленные истцом требования не обоснованы.

Представитель третьего лица – Управления Ставропольского края по строительству и жилищному надзору, в судебное заседание не явился, представил в суд ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, вынесении судебного акта на усмотрение суда.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы сторон, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу ч.2 ст.195 ГПК РФ, суд первой инстанции основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

В соответствии с ч.1 ст.196 ГПК РФ, при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены, и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск (заявление) удовлетворению.

В соответствии с ч.1 ст.157 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно п.п.40, 44, 48 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме, вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом, в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды). Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется в соответствии с формулой 10 приложения № 2 к настоящим Правилам. При этом, при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета, размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, определяется в соответствии с формулами 10 и 15 приложения № 2 к настоящим Правилам.

В соответствии с требованиями ч.1 ст.13 Федерального закона от 23.11.2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту – Закон № 261-ФЗ), производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные, в том числе, к системам централизованного водоснабжения. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам, либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам.

Частью 2 ст.13 Закона № 261-ФЗ установлено, что расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. До установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета, используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ч.5 ст.13 Закона № 261-ФЗ, до 1 июля 2012 года собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

В силу ч.12 ст.13 Закона № 261-ФЗ, до 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе, оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.

Более того, в соответствии с ч.9 ст.13 Закона № 261-ФЗ, с 1 июля 2010 года, организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

Таким образом, исходя из анализа перечисленных норм законодательства, на ОАО «Водоканал» возложена обязанность по принудительному оборудованию многоквартирных домов, расположенных на территории города Невинномысска, коллективными (общедомовыми) приборами учета используемой воды до 1 июля 2013 года.

Вместе с тем, в ходе судебного заседания установлено, что на момент проверки инженерных сетей по водоснабжению, проводимой комиссией ООО «Ремонтно – эксплутационный участок №1» - 05.02.2013г. в многоквартирном на системе водоснабжения не имеется водоразборных кранов для оказания услуг водой для общедомовых нужд. Более того, для общедомовых нужд жителями дома используется вода из квартир, уже учтенная приборами индивидуального учета и оплаченная собственниками. Таким образом, фактически установлено, что в данном случае происходит повторная оплата используемой для общих нужд уже оплаченной воды.

В судебном заседании представитель ООО «Ремонтно – эксплутационный участок №1» Соколенко С.Н. пояснил, что согласно справке от 11.11.2015г. выданной собственнику нежилого помещения расположенного в доме по Днепрову Н.З. следует, что состояние общедомового водопровода в жилом доме по адресу Павлова 12: материал труб – нержавеющая сталь, герметичность – течь отсутствует, водоразборные устройства на общедомовые нужды отсутствуют, установлен общедомовой счетчик (водомер).

Представители ответчиков, обосновывая начисление платы за общедомовые нужды в многоквартирных домах ссылаются на ст. 290 Гражданского кодекса РФ, ст. ст. 36, 39 Жилищного кодекса РФ и Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, указывая, что помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, принадлежат собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности, а расходы на содержание и ремонт указанного имущества несут собственники помещений в многоквартирном доме, в связи с чем, плата за потребление коммунальных услуг на общедомовые нужды начисляется независимо от наличия, либо отсутствия общедомовых кранов и иных водоразборных устройств, пропорционально площади принадлежащих помещений собственникам от общей площади многоквартирного дома.

Суд не может согласиться с данными доводами ответчиков по следующим основаниям.

Установлено, что ответчик является ресурсоснабжающей организацией, то есть юридическим лицом, осуществляющим продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных бытовых вод), оказывающих в том числе, услуги по холодному водоснабжению и водоотведению на территории города Невинномысска.

Оказываемые коммунальные услуги по холодному водоснабжению регулируются положениями договора об энергоснабжении.

В соответствии со ст.ст.539 и 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.

Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

При этом, в соответствии со ст.4 Закона «О защите прав потребителей», продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (оказать услугу), качество которого соответствует договору, если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (услуге, продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (оказать услугу), соответствующий этим требованиям.

Состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме определен в ч.1 ст.290 Гражданского кодекса Российской Федерации и в постановлении Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» (далее - Правила № 491).

Пунктом 11 Правил № 491 предусмотрено, что содержание общего имущества включает в себя, в том числе: уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества; содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, а также элементов благоустройства.

В состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.

В состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе. ( п.5 Правил).

Договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), заключаемые с ресурсоснабжающими организациями, должны содержать положения об определении границы ответственности за режим и качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида. Если иное не определено в договоре, заключенном с ресурсоснабжающей организацией, то такая ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми собственниками помещений в многоквартирном доме или собственниками жилых домов по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых инженерных систем в таком доме или такими собственниками самостоятельно, если законодательством Российской Федерации выполнение ими таких работ не запрещено. (п.21 Правил №354)

Поскольку представитель ответчика, на котором лежит бремя доказывания по делам данной категории, не представил суду доказательств обратного, судом установлено, что собственниками помещений в многоквартирных домах уборка и содержание помещений общего назначения и придомовой территории, осуществляется с использованием воды, взятой из водоразборных устройств, расположенных в квартирах жильцов. Расход воды осуществляется через индивидуальные приборы учета воды, в соответствии с которыми абоненты оплачивают потребленную коммунальную услугу.

Таким образом, в данном многоквартирном доме, вода на общедомовые нужды собственниками помещений либо обслуживающей организацией не использовалась.

Из пунктов 40,44 и 48 Правил № 354 следует, что потребитель коммунальной услуги в многоквартирном доме, в составе платы за коммунальные услуги вносит плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме. А пункты 44 и 48 Правил устанавливают только лишь порядок расчетов при наличии либо отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета воды.

При этом, пунктом 45 Правил № 354 установлено, что если объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, составит ноль, то плата за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за такой расчетный период потребителям не начисляется, что согласуется с положениями ст.544 Гражданского кодекса РФ и ст.4 Закона «О защите прав потребителей».

В ходе судебного заседания ответчиками не представлены доказательства того, что коммунальная услуга на общедомовые нужды потребителям оказана и оказана ли она в полном объеме.

Ссылка ответчика на то обстоятельство, что необходимость начисления платы за общедомовые нужды возникает по причине того, что имеются нормативные технологические потери в инженерных сетях, является несостоятельной, поскольку в ходе судебного заседания не представлены доказательства того, что на участке балансовой ответственности собственников помещений многоквартирных домов произошли технологические потери.

При указанных обстоятельствах, неисполнение ОАО «Водоканал» требований Закона № 261-ФЗ, образует условия, при существовании которых, абоненты, проживающие в многоквартирном доме не оборудованном водоразборным устройством для потребления холодной воды на общедомовые нужды вынуждены осуществлять оплату фактически не оказанной услуги.

Согласно ст.10 Гражданского кодекса РФ, не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.

Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

В случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

Таким образом, в ходе судебного заседания представители ответчика не представили доказательств тому, что все абоненты, которым предъявляются требования об оплате коммунальной услуги на общедомовые нужды при условии отсутствия водоразборных устройств осуществляют несанкционированное подключение и иные действия, направленные на безучетное потребление воды, либо сведения о наличии потерь во внутридомовых инженерных системах абонентов, не представили доказательств предоставления коммунальной услуги в полном объеме и надлежащего качества. Более того, учитывая то обстоятельство что ОАО «Водоканал» является единственным поставщиком указанной коммунальной услуги, создается условие при котором, абоненты вынуждены соглашаться с незаконными требованиями, что указывает на злоупотребление ОАО «Водоканал» доминирующим положением на рынке.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что начисление ОАО «Водоканал» платы за воду на общедомовые нужды по нормативам потребления абонентам-собственникам помещений, расположенных в многоквартирном доме, не оборудованном водоразборным устройством для потребления холодной воды на общедомовые нужды, является незаконным.

Вместе с тем, суд не находит обоснованными требования истца в части взыскания с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами в виду того, что истцом не представлен в судебное заседание расчет по сумме задолженности и процентам.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Удовлетворить частично исковые требования Бураковой З.К. к ОАО «Водоканал».

Признать незаконными действий ОАО «Водоканал» по начислению платы за воду и стоки на общедомовые нужды Бураковой З.К. при отсутствии водоразборных устройств, для потребления холодной воды и водоотведения на общедомовые нужды.

Обязать ОАО «Водоканал» произвести перерасчет за период с 05.02.2013г. по 31.08.2015г. начисления платы за воду и стоки на общедомовые нужды.

В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Ставропольского краевого суда в течение месяца со дня изготовления суда в окончательном виде т.е. с 22.01.2016г.

Судья: Жердева Е.Л.