Единая база данных решений судов общей юрисдикции Российской Федерации

Решение

Дело: 33-1420/2016

Дата опубликования: 9 февраля 2016 г.

Ростовский областной суд

Судья Кукленко С.В. Дело № 33-1420/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

1 февраля 2016 года г. Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе председательствующего Филиппова А.Е.

судей Кушнаренко Н.В., Богдановой Л.В.

с участием прокурора Кустовой М.Д.

при секретаре Аведиеве Л.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кировского района г. Ростова-на-Дону в интересах Акрушкиной Е.Г. к Администрации г. Ростова-на-Дону, третьи лица – Администрация Кировского района г. Ростова-на-Дону, Правительство РО, Министерство общего и профессионального образования РО, Министерство строительства, архитектуры и территориального развития РО, МУ «Департамент координации строительства и перспективного развития г. Ростова-на-Дону», МКУ «Отдел образования Кировского района г. Ростова-на-Дону», об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке, по апелляционной жалобе Администрации г. Ростова-на-Дону на решение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 13.10.2015 года.

Заслушав доклад судьи Филиппова А.Е., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Кировского района г. Ростова-на-Дону обратился в суд в интересах Акрушкиной Е.Г. с иском к Администрации г. Ростова-на-Дону об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.

В обоснование заявленных требований истец указал, что Акрушкина Е.Г. относится к лицам из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании Распоряжения главы Администрации Кировского района г. Ростова-на-Дону от 06.08.2014 года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН включена в список лиц из категории детей-сирот, подлежащих обеспечению жильем, в собственности или по договору социального найма пригодного для проживания жилого помещения не имеет, но по независящим от нее причинам жильем не обеспечена.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил суд обязать Администрацию г. Ростова-на-Дону предоставить Акрушкиной Е.Г. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее нормы предоставления.

Решением Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 13 октября 2015 года исковые требования прокурора удовлетворены.

Суд обязал Администрацию г. Ростова-на-Дону предоставить Акрушкиной Е.Г. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее нормы предоставления.

Не согласившись с таким решением суда, Администрация г. Ростова-на-Дону обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит изменить судебное постановление, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции: обязать Администрацию г. Ростова-на-Дону за счет средств субвенций бюджета Ростовской области, предоставить Акрушкиной Е.Г. жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, общей площадью не менее нормы предоставления площади жилого помещения.

В обоснование жалобы апеллянт указывает, что решение суда без указания возникновения у Администрации г. Ростова-на-Дону, у которой отсутствуют выделенные из областного бюджета субвенции на приобретение жилого помещения, а также жилые помещения специализированного жилищного фонда, источника финансирования для приобретения жилого помещения для Акрушкиной Е.Г., является неисполнимым.

Апеллянт полагает, что судом не исследован вопрос о нуждаемости Акрушкиной Е.Г., которой на праве собственности принадлежит 1/3 доли в праве собственности на жилое помещение АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, где на ее долю приходится 13,8 кв.м, в жилье. При этом апеллянт обращает внимание судебной коллегии, что суд не истребовал у истца ордер на жилое помещение, договор социального найма, технический паспорт на коммунальную квартиру № 75, приватизационное дело, лицевой счет на имя Акрушкиной Е.Г., акт обследования жилищных условий на момент рассмотрения дела.

Также апеллянт приводит довод о том, что в решении суда не установлен конкретный срок для исполнения решения суда, тогда как Акрушкина Е.Г. была поставлена на учет нуждающихся в жилье в качестве сироты только 06.08.2014 года.

Рассмотрев материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Администрации г. Ростова-на-Дону от Попова М.С., прокурора, согласного с решением суда, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены решения суда первой инстанции.

Принимая решение, суд руководствовался ст.ст. 38, 40 Конституции РФ, ст.ст. 57, 109.1 ЖК РФ, ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 года № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Областным законом РО от 22.06.2006 года № 499 «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Областным законом РО от 07.10.2005 года № 363 «Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области» и исходил из наличия оснований для удовлетворения заявленных требований.

К такому выводу суд пришел, установив, что Акрушкина Е.Г. относится к лицам из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не реализовала право на обеспечение ее жилым помещением до 01.01.2013 года.

Поскольку ее право на внеочередное предоставление жилого помещения признано Администрацией Кировского района г. Ростова-на-Дону, и Распоряжением от 06.08.2014 года № 313 Акрушкина Е.Г. поставлена на квартирный учет как лицо из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет в собственности долю в жилом помещении, однако на указанную долю приходится площадь, не соответствующая норме предоставления, и специализированное жилье ей до настоящего времени в установленном порядке не предоставлено, суд нашел требования прокурора об обеспечении Акрушкиной Е.Г. жилым помещением по договору найма специализированного жилищного фонда, общей площадью не менее нормы предоставления, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

При этом суд признал правомерным возложение обязанности по обеспечению Акрушкиной Е.Г. жилым помещением на Администрацию г. Ростова-на-Дону, поскольку государственные полномочия Ростовской области по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, переданы исполнительно-распорядительным органам муниципальных районов и городских округов и реализуются в порядке, установленном постановлением Правительства Ростовской области от 25.06.2012 года № 539 «Об обеспечении жилыми помещениями и расходовании субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством)».

В силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Как следует из апелляционной жалобы Администрации г. Ростова-на-Дону, доводы апеллянта сводятся к несогласию с изложенной судом редакцией резолютивной части решения, а именно, с отсутствием указания суда на порядок выделения администрации бюджетных средств для предоставления Акрушкиной Е.Г. жилья по договору найма специализированного жилого помещения.

Также апеллянт считает, что судом не исследован вопрос о нуждаемости истицы в жилье, и обращает внимание, что в резолютивной части решения не указан срок, необходимый для исполнения данного судебного акта.

Судебная коллегия отклоняет такие доводы как несостоятельные в связи со следующим.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 года № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Согласно ст. 1 Областного закона Ростовской области от 22.06.2006 года № 499-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», исполнительно-распорядительным органам муниципальных районов и городских округов в Ростовской области передаются на неограниченный срок государственные полномочия Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.

Порядок и сроки расходования субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством) установлены Постановлением Правительства Ростовской области от 25.06.2012 года № 539 «Об обеспечении жилыми помещениями и расходовании субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством)».

В силу п. 8.3 Порядка обеспечения жилыми помещениями, утвержденного Постановлением Правительства Ростовской области № 539 от 25.06.2012 года, администрации муниципальных районов и городских округов обеспечивают целевое использование средств федерального и (или) областного бюджетов, выделенных на реализацию полномочий по обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда детей-сирот, принятие жилых помещений в муниципальную собственность и предоставление их по договорам найма специализированного жилого помещения гражданам указанной категории.

Положения перечисленных норм не содержат указания на срок предоставления данной категории граждан специализированных жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения, что предполагает возможность осуществления такого права незамедлительно после его возникновения. Кроме того предоставление специализированных жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от включения в список внеочередников, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий.

Принимая во внимание, что у Администрации г. Ростова-на-Дону имеется неисполненное обязательство по обеспечению Акрушкиной Е.Г., признанной нуждающейся в жилье и с 06.08.2014 года состоящей на учете лиц из категории детей-сирот, подлежащих обеспечению жилым помещением, жильем по договору специализированного найма жилого помещения, суд с учетом установленного Правительством Ростовской области порядка финансового обеспечения переданных государственных полномочий Ростовской области, который не может подменяться судебным решением, а также с учетом того обстоятельства, что обеспечение жилым помещением по договору специализированного найма жилого помещения лиц из категории детей-сирот, право которых признано уполномоченным органом местного самоуправления, производится сразу же после возникновения такого права и не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилья, наличия или отсутствия подходящих жилых помещений, от времени постановки на учет, от включения в список внеочередников, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий, правомерно обязал Администрацию г. Ростова-на-Дону обеспечить Акрушкину Е.Г. благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее нормы предоставления площади жилого помещения без указания на порядок предоставления для этих целей бюджетных средств и на срок для исполнения судебного решения.

Ссылки апеллянта на то обстоятельство, что судом не дана оценка нуждаемости истицы в жилом помещении, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку площадь жилого помещения, приходящаяся на 1/3 доли Акрушкиной Е.Г. в праве общей долевой собственности (8,4 кв.м), не соответствует норме предоставления и не исключает ее нуждаемость в жилье. Более того Распоряжением Администрации Кировского района г. Ростова-на-Дону от 03.07.2014 года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, которое никем не оспорено и является действующим, установлен факт невозможности проживания несовершеннолетней Акрушкиной Е.Г. в ранее занимаемом жилом помещении – квартире № 75 по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН.

Поскольку в остальной части вынесенное судом решение сторонами по делу на обжалуется, его законность и обоснованность в силу положений ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ не является предметом проверки судебной коллегии.

Руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 13 октября 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации г. Ростова-на-Дону без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 8 февраля 2016 года.