Решение
Дело: 33-84/2016 (33-19721/2015;)
Дата опубликования: 9 февраля 2016 г.
Ростовский областной суд
Судья Кийко Т.А. Дело № 33-84/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 января 2016 г. г. Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе председательствующего Корниловой Т.Г.,
судей Молотиевского А.Г., Вялых О.Г.,
при секретаре Бижко Е.О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Суханкина А.А. к администрации Зерноградского района Ростовской области о признании права на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения па территории Ростовской области и о предоставлении указанной выплаты по апелляционной жалобе Суханкина А.А. на решение Зерноградского районного суда Ростовской области от 28 сентября 2015г.
Заслушав доклад судьи Молотиевского А.Г., судебная коллегия
установила:
Суханкин А.А. обратился в суд с вышеназванным иском, указав в обоснование следующие обстоятельства.
Приказом МО Украины от 20.12.1995 с 04.02.1996 он был уволен с действительной военной службы в запас по сокращению штатов. Общая продолжительность военной службы у него составляет в льготном исчислении 23 года, в календарном исчислении - 14 лет 3 месяца.
При увольнении за истцом сохранились льготы, предусмотренные постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 21 марта 1989 №237-74, от 20 января 1960 №74 и постановлением Совета Министров СССР от 1 февраля 1981 № 93.
24.02.1994 решением исполкома Сердобского городского Совета народных депутатов № 90 истец и члены его семьи были приняты на учет на улучшение жилищных условий по единому списку под № 769, по льготному списку офицеров запаса под № 94.
После переезда на новое место жительства в г.Зерноград Ростовской области истец был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в администрации Зерноградского городского поселения с 17.09.2009 составом семьи четыре человека, номер очередности 147.
Обращения Суханкина А.А. с заявлением о признании его права на внеочередное обеспечение жильем, как бывшего военнослужащего, уволенного с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющего соответствующую выслугу лет и принятого до 1 января 2005 года на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении органами местного самоуправления оставлены без удовлетворения.
Считая данный отказ неправомерным, нарушающим его право на приобретение жилья, истец просил признать за ним право на предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения на территории Ростовской области, обязав ответчика предоставить ему и членам его семьи единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения на территории Ростовской области.
Решением Зерноградского районного суда Ростовской области от 28.09.2015 в удовлетворении исковых требований Суханкина А.А. к администрации Зерноградского района Ростовской области отказано.
Не согласившись с решением суда, Суханкин А.А. подал апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт, удовлетворив его исковые требования.
В обоснование жалобы, апеллянт, повторяя доводы искового заявления, указывает, что суд первой инстанции при вынесении решения не учел, что до 01.01.2005 истец был признан органами местного самоуправления –исполкомом г.Сердобска Пензенской области, нуждающимся в жилом помещении по единому списку и льготному списку офицеров запаса. Именно, после переезда он фактически утратил право на нахождение в льготном списке офицеров запаса.
У апеллянта и у членов его не имеется зарегистрированных прав на жилые помещения по данным регистрирующих органов.
На апелляционную жалобу Суханкина А.А. поступили возражения министерства строительства, архитектуры и территориального развития РО в которых оно повторяет доводы своего отзыва на исковое заявление, указывает на то, что Суханкин А.А. не был принят на учет в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 № 1054 и не подлежит обеспечению жилым помещением за счет средств федерального бюджета на основании п.п. «в» п. 10 Правил, утвержденных постановлением правительства РФ № 1054 от 06.09.1998, поскольку уволен с военной службы из стран СНГ после 31.12.1994. Министерство строительства, архитектуры и территориального развития РО просило решение суда оставить без изменения. а апелляционную жалобу Суханкина А.А. – без удовлетворения.
В своем отзыве на апелляционную жалобу ФГКУ «ЮРУЖО» Министерства обороны РФ также считает решение суда законным и обоснованным, указывая, что правовое значение в данном случае имеет дата увольнения истца с военной службы, а не дата постановки на учет нуждающихся в жилом помещении.
В заседании суда апелляционной инстанции апеллянт Суханкин А.А. и его представитель Белоцерквоский А.В. поддержали доводы жалобы, пояснив, что в льготной очереди в г.Сердобске Суханкин А.А. стоял один.
Представитель Министерства Обороны РФ – Сахарчук С.З., действующая на основании доверенности, в судебном заседании просила жалобы отклонить, поддержав выводы жалобы.
Иные лица, участвующие в деле в заседание судебной коллегии не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены.
Дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, о чем в материалах дела имеются соответствующие уведомления.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы, с учетом требований, предусмотренных статьей 327.1 ГПК РФ, обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия находит основания для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы.
Согласно п.4 ч.1 ст. 330 Гражданского кодекса РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При этом, ч.3 указанной статьи определяет, что неправильным применением норм материального права являются неправильное истолкование закона.
Постанавливая обжалуемое решение, суд руководствовался положениями статей 2, 15, 15.1 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", Постановлением Правительства РФ от 29.06.2011 N 512 "О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно", Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 N 1054 "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства", ст. 3 Соглашения «Об обеспечении жилыми помещениями военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей в государствах – участниках СНГ», Распоряжения Президента РФ от 9.02.2013 № 44-рп и исходил из отсутствия у Российской Федерации обязательств по обеспечению жилыми помещениями военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы после окончания переходного периода, и членов их семей в государствах-участниках СНГ.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции посчитал отсутствующими основания для нахождения Суханкина А.А. в очереди на получение жилого помещения, с учетом особенностей, предусмотренных нормативно-правовыми актами, регламентирующими правовое положение военнослужащих, правовые основания для обеспечения истца жильем в соответствии с пунктом 2.1 статьи 15 Федерального закона оп 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».
С данным выводом судебная коллегия согласиться не может не основании следующего.
В соответствии со ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Согласно п.2.1 ст.15 указанного Закона обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более независимо от даты увольнения с военной службы и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменивших место жительства и принятых в связи с этим органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после 1 января 2005 года, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления:
жилого помещения в собственность бесплатно;
жилого помещения по договору социального найма;
единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
В силу ст.3 ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации для осуществления следующие полномочия по обеспечению граждан, указанных в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15, абзаце третьем пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и статье 2 настоящего Федерального закона, жилыми помещениями:
1) предоставление жилого помещения в собственность бесплатно;
2) предоставление жилого помещения по договору социального найма;
3) предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Порядок предоставления гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения определяется законодательством субъектов Российской Федерации.Как следует из материалов дела, Суханкин А.А. проходил военную службу, приказом Министра обороны Украины от 20.12.1995 с 04.02.1996 Суханкин А.А. уволен с действительной военной службы в запас по сокращению штатов, на момент увольнения продолжительность его военной службы в календарном исчислении составляла 14 лет 3 месяца, в льготном – 23 года.
Решением исполкома Сердобского городского Совета народных депутатов Пензенской области от 24.02.1994 Суханкин А.А. и члены его семьи были приняты на учёт нуждающихся в жилом помещении по единому списку и по льготному списку офицеров запаса.
После переезда на новое место жительства в г.Зерноград Ростовской области Суханкин А.А. обратился в администрацию Зерноградского городского поселения, где был поставлен на учёт нуждающихся в жилом помещении с 17.09.2009.
Ранее Суханкин А.А. обращался в суд с иском к ФГКУ «ЮРУЖО» Министерства обороны РФ о признании незаконным решения ЮРУЖО от 15.11.2013 об отказе в постановке на учет его и членом его семьи в качестве нуждающихся в получении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Решением Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону от 05.02.2015 в удовлетворении исковых требований Суханкина А.А. было отказано, решение суда вступило в законную силу.
В силу ст. 62 Закона "О воинской обязанности и военной службе" гражданин РФ, проходящий военную службу в воинских формированиях других государств (бывших республик СССР), сохраняет правовое положение военнослужащего, предусмотренное законами РФ, в том числе и по обеспечению его жильем, только до окончания переходного периода, т.е. до 31.12.1994.
В п. 5 Постановления Верховного Совета РФ "О некоторых мерах, связанных с исполнением Закона РФ "О воинской обязанности и военной службе" указано, что граждане Российской Федерации, проходившие военную службу в воинских формированиях СССР и СНГ до принятия этих воинских формирований в юрисдикцию Российской Федерации и заключившие контракт о прохождении военной службы в национальных армиях государств - республик бывшего СССР, сохраняют правовое положение военнослужащего, предусмотренное законами Российской Федерации, до 31.12.1999 при условии заключения и ратификации в установленном порядке соответствующих двусторонних межгосударственных договоров. При несоблюдении указанных в Постановлении условий правовое положение указанных лиц, предусмотренное законами Российской Федерации, сохраняется только до 31.12.1994.
Соответствующие двусторонние соглашения были заключены между Российской Федерацией, Киргизской Республикой, а также республиками Таджикистан и Казахстан, в силу которых граждане, уволенные с военной службы из названных государств и поставленные в очередь на получение жилья до истечения 31.12.1994, обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту жительства в соответствии с нормативно-правовыми актами РФ.
Во исполнение Соглашения государств - участников СНГ от 14.02.1992 подписано Соглашение "Об обеспечении жилыми помещениями военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в государствах - участниках СНГ".
Согласно ст. 3 данного Соглашения граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей при переезде на постоянное место жительства с территории одного на территорию другого государства участниками обеспечиваются по избранному месту жительства жилыми помещениями по нормам, установленным для граждан государства, на территорию которого они прибыли. Данное Соглашение было подписано республиками Армения, Беларусь, Казахстан, Таджикистан, Киргизской Республикой и Российской Федерацией и вступило в законную силу только для республик Армения, Беларусь, Таджикистан и Киргизской Республики.
Таким образом, Российская Федерация будет нести на себе обязанность по обеспечению жилыми помещениями только военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, которые проходили военную службу в государствах - участниках СНГ, состояли ранее на военной службе в вооруженных силах бывшего СССР и переехали из Армении, Белоруссии, Киргизии и Таджикистана.
При ратификации Соглашения Российская Федерация несет на себе обязанность по обеспечению жилым помещением на условиях социального найма только военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, которые проходили военную службу в государствах - участниках СНГ, состояли ранее на военной службе в вооруженных силах бывшего СССР и переехали из Армении, Белоруссии, Киргизии и Таджикистана. Вопрос обеспечения жилыми помещениями военнослужащих, уволенных с военной службы, и членов их семей, переехавших на постоянное место жительства на территорию Российской Федерации из других республик бывшего СССР после 31.12.1994, может быть решен только в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Судебная коллегия полагает, что указанные доводы свидетельствуют о наличии правовых оснований к отмене постановленного решения, поскольку в данном случае правовое значение имеет дата постановки заявителя на учет в качестве нуждающегося в органе местного самоуправления.
Суханкин А.А. поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении 24.02.1994, таким образом, до окончания переходного периода, проверялось наличие оснований для постановки заявителя на указанный учет.
Апелляционным определением Ростовского областного суда от 16.04.2015 установлено, что Суханкин А.А. относится к категории бывших военнослужащих, уволенных с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющих соответствующую выслугу лет, принятых до 1.01.2005 на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях органами местного самоуправления, обеспечиваемых жилым помещением за счёт средств федерального бюджета в порядке, установленном приведенными выше нормами закона, т.е. органами государственной власти субъектов РФ.
Данный факт в том числе основывается на Постановлении Конституционного Суда РФ от 15.10.2012 N 21-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 2.1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", согласно которому положения абзацев 1 - 4 пункта 2.1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 7 (часть 2), 19 (часть 2), 40 и 55 (часть 3) в той мере, в какой они препятствуют признанию за уволенными с военной службы гражданами, которые первоначально были приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях органами местного самоуправления до 1.01.2005, а затем переехали на постоянное место жительства из одного населенного пункта в другой и по этой причине были приняты на соответствующий учет по новому месту жительства уже после 1.01.2005, права на обеспечение жилыми помещениями по их выбору в одной из предусмотренных названными законоположениями форм на равных условиях с относящимися к той же категории гражданами, которые после принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях место жительства не меняли.
В связи с изложенным Суханкин А.А. относится к категории бывших военнослужащих, уволенных с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющих соответствующую выслугу лет, принятых до 1.01.2005 на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях органами местного самоуправления, обеспечиваемых жилым помещением за счёт средств федерального бюджета в порядке, установленном приведенными выше нормами закона, т.е. органами государственной власти субъектов РФ.
Согласно ст.1 Областного закона Ростовской области от 10.05.2011 N 586-ЗС "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями некоторых категорий граждан" исполнительно-распорядительным органам муниципальных районов и городских округов в Ростовской области передаются государственные полномочия, переданные Ростовской области в установленном порядке, по обеспечению жилыми помещениями следующих категорий граждан, уволенных с военной и иной службы независимо от даты их увольнения, а также членов их семей, которые до 1.01.2005 были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменивших место жительства и принятых в связи с этим органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после 1 января 2005 года.
Одновременно, коллегия признавая за Суханкиным А.А. право на получение им выплаты на приобретение или строительство жилого помещения на территории Ростовской области и обязывая администрацию Зерноградского района Ростовской области предоставить ему единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения учитывает, что Суханкин А.А. был принят на учет органами местного самоуправления г.Сердобска с составом семьи – 1 человек, в связи с чем, приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований иска о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения и обязании ответчика предоставить членам семьи Суханкина А.А. единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения на территории Ростовской области.
Руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Зерноградского районного суда Ростовской области от 28.09.2015 отменить.
Признать за Суханкиным А.А. право на предоставление выплаты на приобретение или строительство жилого помещения на территории Ростовской области, обязав администрацию Зерноградского района Ростовской области предоставить ему единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения.
В удовлетворении остальной части иска – отказать
Мотивированный текст определения составлен 27.01.2016.
Председательствующий:
Судьи: