Единая база данных решений судов общей юрисдикции Российской Федерации

Решение

Дело: 12-52/2016

Дата опубликования: 9 февраля 2016 г.

Пермский краевой суд

7-142-2016 (12-52/2016)

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Пермского краевого суда Хрусталева Л.Е. при ведении протокола судебного заседания секретарем Нициевской Л.Н., с участием Решетняка В.И., рассмотрев в судебном заседании в г.Перми 21 января 2016 года жалобу Решетняка В.И. на постановление судьи Краснокамского городского суда Пермского края от 14 января 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в заявителя жалобы,

у с т а н о в и л а:

постановлением судьи Краснокамского городского суда Пермского края от 14 января 2016 года гражданин *** Решетняк В.И. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере двух тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме самостоятельного контролируемого выезда.

В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, Решетняк В.И. просит изменить постановление о привлечении к административной ответственности в части назначения наказания в виде административного выдворения, ссылаясь на наличие устойчивых родственных связей на территории Российской Федерации, отсутствие жилья на ***, на проживание на территории *** на границе с *** областью.

В судебном заседании в краевом суде Решетняк В.И. поддержал изложенные в жалобе доводы.

Рассмотрев дело об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, заслушав пояснения Решетняка В.И., судья краевого суда приходит к следующему.

В соответствии с частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

Согласно статье 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 115-ФЗ) законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин - это лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона № 115-ФЗ срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с данным Федеральным законом.

Согласно пункту 2 статьи 5 названного Федерального закона временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

В силу статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Привлекая Решетняка В.И. к административной ответственности по ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ, судья городского суда обоснованно исходил из наличия в действиях указанного лица состава административного правонарушения.

Из материалов дела видно, что в вину Решетняку В.И. вменено незаконное пребывание на территории Российской Федерации с 22 декабря 2015 года. Согласно сведениям миграционного учета Решетняк В.И. въехал на территорию Российской Федерации 23 сентября 2015 года. Разрешение на работу, патент и иные документы, позволяющие пребывать ему на территории Российской Федерации более девяносто суток суммарно в течение периода в сто восемьдесят суток, не имеет. Учитывая указанные обстоятельства, согласно пункту 1 статьи 5 Федерального закона № 115-ФЗ Решетняк В.И. после въезда на территорию Российской Федерации мог находиться на территории Российской Федерации по 21 декабря 2015 года. Между тем, по состоянию на 14 января 2016 года Решетняк В.И. продолжал находиться на территории Российской Федерации.

Факт совершения Решетняком В.И. административного правонарушения, предусмотренного ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ, подтвержден имеющимися в материалах дела доказательствами, оцененными судьей городского суда в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ.

Доказательств, свидетельствующих о законности пребывания Решетняка В.И. на территории Российской Федерации после 21 декабря 2015 года, материалы дела не содержат.

При указанных обстоятельствах действия Решетняка В.И. по ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ квалифицированы верно.

Вместе с тем, при назначении наказания Решетняку В.И. судьей городского суда не учтено следующее.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (часть 1 статьи 4.1 КоАП РФ). При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 2 статьи 4.1 КоАП РФ).

Назначая наказание Решетняку В.И. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ, судья городского суда не установил, имеются ли обстоятельства, исключающих назначение Решетняку В.И. наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, не смотря на то, что в материалах дела имеется светокопия страниц паспорта гражданки Российской Федерации Р., светокопия свидетельства о рождении Решетняка В.И., из которого следует, что Р. является матерью Решетняка В.И. Учитывая данные документы, судье следовало выяснить, где проживают родители Р., имеются ли у Решетняка В.И. устойчивые родственные связи с гражданами Российской Федерации.

При рассмотрении дела в краевом суде установлено, что Решетняк В.И. имеет родителей и брата, которые проживают на территории Российской Федерации в ****. При этом мать Решетняка В.И. Р. является гражданкой Российской Федерации, отец Р1. имеет вид на жительство в Российской Федерации. С родителями и братом Решетняк В.И. имеет устойчивые родственные отношения. Мать Решетняка В.И. имеет в собственность жилье в **** Пермского края.

В соответствии с частями 1,2 ст.8 Конвенции от 4 ноября 1950 "О защите прав человека и основных свобод" каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление прав на уважение личной и семейной жизни, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

В силу универсальности норм международного права, являющейся их главной характерной особенностью, приведенные выше положения указанных Конвенций не ограничиваются применением в каких-либо определенных сферах национальной правовой системы, а выступают теми принципами, которые регулируют общие подходы к решению любых вопросов, затрагивающих права человека и его основные свободы.

Назначение наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, такой меры ответственности, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.

Таким образом, выдворение иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы Российской Федерации, влекущее вмешательство в право на уважение личной и семейной жизни, допускается в тех случаях, когда оно необходимо в демократическом обществе и соразмерно публично-правовым целям.

Исполнение наказания в виде выдворения за пределы Российской Федерации в соответствии с п.3 ч.1 ст.7 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" влечёт невозможность получения Решетняком В.И. в течение пяти лет разрешения на въезд в Российской Федерации, что не исключает вмешательства в право Решетняка В.И. на уважение личной и семейной жизни. Между тем, из материалов данного дела не усматривается, что необходимость применения к Решетняку В.И. административного выдворения за пределы Российской Федерации является единственно возможным способом достижения целей административного наказания и соответствует принципу баланса публичных и частных интересов. Решетняк В.И. на территории Российской Федерации к уголовной и административной ответственности не привлекался.

При таком положении постановление судьи городского суда подлежит изменению путем исключения примененного к Решетняку В.И. наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме самостоятельного контролируемого выезда.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда

р е ш и л а:

изменить постановление судьи Краснокамского городского суда Пермского края от 14 января 2016 года по делу об административном правонарушении в отношении гражданина *** Решетняка В.И., исключив из него указание на назначение наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме самостоятельного контролируемого выезда, в остальной части постановление оставить без изменения.

Судья -подпись- Хрусталева Л.Е.