Новости
Судебный «Экипаж»
Потерявшие здоровье и лишившиеся возможности выполнять любимую работу сотрудники имеют право на полную компенсацию. Даже если остаются трудоспособными
Поединок порой ставших инвалидами граждан и чиновников напоминает эпизод советского блокбастера-катастрофы «Экипаж»: медицинская комиссия признает опытного летчика негодным к работе, а коллеги утешают – и на земле живут люди. Трагизм и комизм этой ситуации в том, что и в реальной сегодняшней жизни конфликты о взыскании компенсации возникают именно в сфере воздушного транспорта.
Лишь одна у летчика мечта...
Ситуация достаточно обыденная и касается, наверное, всех летавших в советском «Аэрофлоте» и российских авиакомпаниях. Ведь конструктивной особенностью отечественных самолетов, включая «кукурузник» Ан-2, первенца реактивной авиации Ту-104, популярных Як-40, Ту-154 и Ил-86, является неустранимо превышенный уровень звукового давления в кабине. Причем за все время развития советского самолетостроения авиаконструкторы так и не придумали надежных средств защиты летчиков от шума. В итоге опытным пилотам, штурманам и бортинженерам, как сказал капитан Тимченко, досрочно «отдирали подковы» – признавали негодными к полетам из-за глухоты.
Эксперты ВТЭК не видели в таком увольнении криминала. Да, сотрудник частично потерял слух, летать не может, а вот ходить и работать на земле ему никто не мешает. Благо на бирже труда есть тысячи вакансий, для занятия которых острый слух не нужен. Поэтому «списанным» пилотам устанавливали ограниченную степень трудоспособности – в большинстве случаев в 40 процентов, порой даже 10. Исходя из этой «процентовки», и назначались ежемесячные страховые выплаты из Фонда социального страхования РФ (ФСС).
То, что люди отдали десятки лет жизни любимой работе, – никого не волновало. Равно как и тот факт, что бывший квалифицированный пилот вряд ли мог найти работу с зарплатой в 60 процентов оклада летчика. Ведь по данным Федеральной службы государственной статистики, официальная средняя заработная плата в сфере регулярных воздушных перевозок сегодня превышает 100 тысяч рублей.
Самая высокая мечта...
Многие летчики не соглашались с таким отношением. Бывший штурман Владимир Кознов даже обратился в Верховный суд России с требованием признать незаконной саму методологию оценки трудоспособности, утвержденную Правительством России в 2000 году. Ведь она позволяет соизмерять возможность пострадавшего выполнять работу с учетом снижения его квалификации, уменьшения объема и тяжести труда. Тогда как согласно Трудовому кодексу РФ, при повреждении здоровья работника вследствие несчастного случая на производстве либо профессионального заболевания работник имеет право на возмещение утраченного заработка.
Но Верховный суд России не усмотрел противоречий. Ведь «степень утраты профессиональной трудоспособности связывается со снижением способности застрахованного лица осуществлять именно деятельность профессионального характера, а не со способностью выполнять определенную трудовым договором работу той же квалификации, объема и качества, которую пострадавший выполнял до наступления страхового случая», – заключил судья Николай Романенков, отклоняя требования Владимира Кознова.
Некоторые «списанные» пилоты пытались оспаривать заключения ВТЭК. Например, бывшие летчики Войтенко и Морозов требовали признать их инвалидами со 100-процентной утратой трудоспособности, поскольку в связи с заболеваниями полностью утратили возможность заниматься той профессиональной деятельностью, которой занимались непосредственно перед увольнением. Суд, апеллируя к той самой методике, признал такое решение обоснованным. Ведь так же 30-процентная инвалидность устанавливается, если пострадавший может выполнять работу по профессии со снижением квалификации на один тарификационный разряд или неквалифицированный физический труд со снижением разряда работ на одну категорию тяжести.
Высота, высота...
Более успешно рассматриваются иски бывших летчиков к их работодателям. К тому же многие «старички» были уволены не только из-за глухоты, но и в связи с модернизацией самолетного парка – тратить силы и средства на переучивание мастеров пилотирования отечественных лайнеров на «Боинги» и «Аирбасы» перевозчики не желали.
Среди них был и «списанный» на землю Петр Бурый с 35-летнем стажем. Причем медики сочли невозможным его работу не только в составе экипажей, но даже стюардом (бортпроводником) или диспетчером на земле. Степень утраты трудоспособности ВТЭК оценил в 40 процентов. Тогда отважный летчик подал иск к ОАО «Авиакомпания «Россия», требуя выплатить разницу между заработной платой на момент увольнения (с учетом индексации по коэффициенту инфляции) и выплатами из ФСС.
Юристы авиакомпании категорически отрицали право бывшего сотрудника на дополнительные выплаты, которые, по их мнению, влекут двойную ответственность для работодателя. Ведь он уже перечислял страховые взносы в ФСС. Также авиакомпания отрицала свою вину в получении Петром Бурым профессионального заболевания.
Но служители Фемиды отклонили все эти доводы. Ведь глухота наступила явно не по вине летчика. Гражданский кодекс РФ предусматривает, что вред (утраченный заработок) подлежит возмещению в полном объеме. «С учетом повышенной социальной значимости жизни и здоровья граждан специальным федеральным законодательством предусмотрен механизм обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, имеющий своей целью установление дополнительных социальных и правовых гарантий для лиц, пострадавших в результате несчастных случаев при исполнении трудовых обязанностей, – констатировала коллегия Санкт-Петербургского городского суда. – Специальный федеральный закон ... не ограничивает права застрахованных на возмещение вреда в размерах, превышающих обеспечение по страхованию. В связи с этим застрахованное лицо вправе требовать в судебном порядке возмещения вреда в части, превышающей обеспечение по страхованию, на основании общих норм гражданского законодательства».
Схожее решение суд принял и рассмотрев иск бывшего пилота того же ОАО «Авиакомпания «Россия» Медведева. Когда-то он начинал летать на турбовинтовом Ил-18, потом пилотировал Ту-154, затем Ил-86. После 35 лет службы его уволили «из-за несоответствия занимаемой должности вследствие состояния здоровья в соответствии с медицинским заключением». «Вина работодателя в причинении вреда здоровью работника заключается в осуществлении работодателем деятельности, связанной с использованием работодателем воздушных судов с указанными выше характеристиками [повышенной шумностью в кабине], работа на которых приводит к профессиональным заболеваниям», – заключил суд, удовлетворяя требования бывшего пилота.
Материал подготовлен при поддержке Европейского Союза