Новости
Бумеранг симулянта
Многие призывники, желающие избежать принудительной службы в армии, симулируют различные болезни. Но даже если им и удается достигнуть поставленной цели – «откосить», ошибки молодости могут серьезно омрачить всю жизнь.
По данным независимых исследований, более 90 процентов молодых людей в возрасте от 15 до 16 лет нуждаются в диспансеризации, в том числе из-за неврологии. Серьезные проблемы с психикой являются основанием для освобождения от воинской службы. Также не берут в армию хронических алкоголиков и наркоманов.
Опиум для призывника
О наркозависимости, как поводе не идти в армию, в суде заявил москвич Фомин. Обжалуя решение призывной комиссии района «Чертаново Южное», выпускник Московского психолого-социального университета утверждал, что он страдает синдромом опиатной зависимости. Представленные им результаты лабораторного исследования подтверждали наличие в его моче опиатов.
Чертановский районный суд Москвы проанализировал всю историю болезни истца. Так, запросив департамент здравоохранения, служители Фемиды выяснили, что на учете в наркологическом диспансере призывник не состоял. Не выявлено было наркологических заболеваний и в ходе экспертизы, проведенной в клинической больнице. Поэтому суд пришел к выводу, что употребление Фоминым наркотического препарата носит единичный случай, а представленное им обследование проведено уже после прохождения призывной комиссии. «В беседах с врачом звучит нежелание служить в армии. Не исключается симуляция алкогольной и наркотической зависимости с предшествующим госпитализации целенаправленным приемом спиртного и употреблением кодеиносодержащих препаратов. Для пациента первично «откосить от армии», а вторично – «пройти полный курс лечения», пациент настойчиво просит «натянуть диагноз наркомании», – заключил суд, опровергая наличие у призывника заболевания и подтверждая законность принятого комиссией решения.
Черная метка
Многие из тех, кто подобно москвичу Фомину пытались «откосить», симулируя или даже честно доказывая наличие наркотических, алкогольных или психиатрических заболеваний, очень скоро об этом пожалели.
Среди них – житель города Кудымкар Пермского края Николай Ч. При прохождении медицинской комиссии в 2002-2003 годах у него было выявлено органическое расстройство личности со снижением интеллекта. На этом основании он был освобожден от военной службы и зачислен в запас. Но реальные трудности на этом только начались: из-за соответствующей записи в военном билете молодому человеку было отказано в выдаче медицинской справки о годности к управлению транспортными средствами соответствующих категорий, проблемы возникли и с трудоустройством на престижную работу. Поскольку проведенное в 2013 году обследование не выявило заболеваний, Николай Четин потребовал выдать новый билет без «черной метки». Ведь иначе, по словам бывшего призывника, он каждый раз вынужден предъявлять справку из больницы, что психически здоров, чего делать не желает и хочет. Решение о выявленном больше десяти лет назад заболевании он считает врачебной ошибкой.
Но служители Фемиды формально оценили все обстоятельства. «Оснований для аннулирования записи в военном билете о том, что Четин Н.Л. признан ограниченно годным к военной службе, либо внесения в военный билет записи, что он годен к военной службе без ограничений, не имеется», – констатировал Пермский краевой суд.
В схожей ситуации оказались и жители Кемеровской области – братья Б. Они были освобождены от воинской службы из-за диагноза «умственная отсталость легкая, без нарушения поведения». Но вместе с тем они лишились возможности получить водительское удостоверение на право управления автомобилем, моторной лодкой и другими транспортными средствами, разрешение на хранение и ношение охотничьего оружия, возможности получить кредит в банке, а также устроиться на хорошую работу. Решение призывной комиссии братья расценили как ограничение их конституционных, гражданских и трудовых прав и свободы.
В этот раз суд оценил все собранные медицинские документы, в том числе заключения экспертов. Было установлено, что истцы испытывали затруднения при обучении в школе. Также психиатры отмечали незрелость и поверхностность суждений, низкий интеллект, малый запас знаний, снижение критических способностей, наличие рентных установок и другие симптомы. Поэтому служители Фемиды признали решения комиссии обоснованными.
Служить бы рад...
Некоторые призывники пытаются предупредить такие проблемы и добиваются отправки их в армию! Например, житель Волгограда Овхан Мальсагов просил признать его годным для воинской службы. После окончания колледжа он сообщил в военкомат, что готов идти в Российскую Армию. Но призывная комиссия, установив диагноз «органическое расстройство личности с легким снижением интеллекта», приняла иное решение.
Суд, в который обратился несостоявшийся военнослужащий, также отклонил его требования, в том числе по формальным основаниям (пропуск срока исковой давности). Не приняли служители Фемиды и представленное альтернативное заключение медиков, подтверждающее здоровье истца. «Изменение диагноза у Мальсагова О.А. является основанием для повторного освидетельствования, а не для признания решения незаконным», – заключил Волгоградский областной суд.
Мнение эксперта
Активисты и уклонисты
Председатель региональной общественной правозащитной организации «Солдатские матери Санкт-Петербурга» Элла Полякова:
У нас есть две тенденции. Одни призывники скрывают наличие у них проблем с психикой, чтобы попасть в армию. Потом это все равно вскрывается и их комиссуют уже через психиатрическую экспертизу.
А другие готовы платить взятки, просить специалистов подделывать диагнозы о наличии у них заболеваний, в том числе и психических, лишь бы уклониться от службы. Если нет объективных причин не идти в армию (позволяет здоровье и так далее), то нужно все-таки не лукавить, а честно отдать свой долг. Ведь такие «махинации» приводят к тому, что молодой человек, получив фиктивный диагноз о наличии у него проблем с психикой, потом не сможет устроиться на работу в престижное учреждение, не сможет продвигаться успешно по карьерной лестнице.