Новости
Пенсии союзного значения
Россияне, трудившиеся в особых условиях в бывших республиках СССР, имеют право на заслуженную пенсию. Вот только чиновники категорически не хотят признавать за соотечественниками «советское трудовое прошлое».
Вряд ли столкнувшиеся с этой проблемой пожилые граждане вправе винить политическое руководство стран, подписавших знаменитый договор в Беловежской пуще. Ведь уже через два с половиной месяца после так называемого «развала союза» участники Содружества Независимых Государств заключили специальное соглашение о социальных гарантиях гражданам, волею судьбы оказавшимся за границей. Оно, в частности, предусматривает, что при установлении пенсий должен учитываться трудовой стаж, приобретенный на территории любой страны СНГ, независимо от времени.
Не кочегары мы, не плотники…
Но сотрудники Пенсионного фонда России (ПФР) требования закона и международных соглашений выполнять категорически не желают. Например, бывшему жителю Украины (а точнее – автономной республики Крым, ныне аннексированной Россией) Жеребятьеву управление ПФР по городу Орел отказало в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, не признав в качестве специального стажа время его работы в должности монтажника стальных и железобетонных конструкций. Якобы из-за отсутствия документального подтверждения, хотя гражданин представил надлежаще оформленную трудовую книжку и архивные справки.
Районный суд, проанализировав международные обязательства России, полностью поддержал строителя. Пытаясь затянуть спор, чиновники подали апелляционную жалобу, требуя, в частности, перенести начало выплаты пенсии на дату вступления в силу судебного решения (то есть де-факто «обворовав» потерпевшего на сумму, которую он должен был получать, доказывая свое законное право). Но Орловский областной суд счел эти доводы несостоятельными, так как по закону трудовая пенсия назначается со дня обращения.
Аналогичный спор возник и в Московской области, управление ПФР которой отказалось признавать стаж работы гражданина Маруфенина в угольной промышленности Казахстана, который представил все необходимые документы. «Каких-либо доказательств, бесспорно опровергающих данные обстоятельства, ответчиком в ходе судебного разбирательства представлено не было», – заключил Рузский районный суд Московской области, полностью удовлетворяя требования угольщика.
Также через суд удалось доказать право на досрочную пенсию и бывшей пионервожатой школы Карагандинской области Казахстана Войновой. Управление ПФР по Санкт-Петербургу и Ленинградской области не признало за ней педагогический стаж, игнорируя представленные архивные справки «союзной республики». Служители Фемиды сочли решение чиновников незаконным: «Для определения права на досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств – участников СНГ, трудовой стаж, приобретенный на территории этих государств … приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ», – констатировал Санкт-Петербургский городской суд.
Социальная независимость
Прибалтийские республики (Латвия, Литва и Эстония) вышли из СССР еще до создания СНГ и не стали членами нового Содружества. Между тем его участники гарантировали пенсионные права, в том числе и жителям этих государств. Но только с одним ограничением – в стаж включаются периоды работы до 13 марта 1992 года.
Между тем руководство ПФР опять же всеми правдами и неправдами попыталось ограничить возможность получения бывшими советскими гражданами российских пенсий. В ведомственной инструкции они указали на возможность признания трудового стажа только до 1 января 1991 года. После этой даты стаж может учитываться при условии уплаты взносов в Пенсионный фонд России (который, правда, был создан значительно позже). Также чиновники апеллируют к отсутствию двухсторонних соглашений с прибалтийскими государствами (а также с Азербайджаном) по вопросу взаимного пенсионного обеспечения «мигрантов».
Служители Фемиды не считают такие аргументы законными. Например, Кингисеппский районный суд Ленинградской области признал право на получение досрочной пенсии бывшей воспитательницы рижского детского сада Пинежко. Служители Фемиды напомнили чиновникам о договоре о сотрудничестве в области социального обеспечения, подписанном между Россией и Латвией в 2007 году. Он устанавливает, что при определении права на пенсию на льготных условиях и за выслугу лет работавшим в определенных профессиях учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территориях и в соответствии с законодательством обеих договаривающихся сторон. Причем применяться он должен в том числе и в отношении деятельности, которая велась до заключения договора. К такому выводу пришел и Ленинградский областной суд, отклонивший жалобу чиновников.
Служил Отечеству?
Право на российскую пенсию имеют даже бывшие военнослужащие сопредельных государств (не всегда дружественных) и иные работники силовых ведомств. Это вопрос в 2007 году рассматривался Экономическим судом СНГ. В частности, он пришел к выводу, что при переезде в другое государство сотрудник органов внутренних дел имеет право на первичное назначение пенсии за выслугу лет на условиях, по нормам и в порядке, установленным законодательством «новой родины».
Но в МВД России не всегда рады приезжим коллегам. Так, бывшему инспектору патрульно-постовой службы милиции УВД Брестского облисполкома Сергею Аксютику пришлось доказывать право на пенсию через суд. Прослужив в Республике Беларусь больше 22 лет, он переехал на постоянное место жительства в Санкт-Петербург и сразу же обратился с заявлением в Центр пенсионного обслуживания ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. В Белоруссии он не получал пенсию, так как уволился в 41 год при необходимом возрасте в 45 лет. Российские чиновники использовали установленные иностранным законодательством критерии как повод не назначать пенсию. Санкт-Петербургский городской суд признал право бывшего белорусского милиционера на положенную российскому полицейскому пенсию, так как он отработал установленный в нашей стране минимальный стаж (20 лет).
Схожее решение принял и Московский областной суд, рассмотревший иск Людмилы Винниченко. Ее муж преподавал в Рижском высшем военно-политическом училище, а она работала в средней школе столицы Латвии. Отказывая в признании ее педагогического стажа, представители ПФР ссылались на оговорку в договоре 2007 года – он не распространяется на членов семей военнослужащих. Однако служители Фемиды пришли к выводу, что в данном случае нужно руководствоваться опять же соглашением стран СНГ, которое гарантирует пенсии трудящимся всех республик бывшего СССР.
Материал подготовлен при поддержке Европейского Союза