Единая база данных решений судов общей юрисдикции Российской Федерации
 

Новости

4 июля 2014 г.

Служба для идейных пацифистов

Материал освещает проблему защиты прав призывников

Большинство призывников, желающих воспользоваться конституционным правом на альтернативную гражданскую службу, лишаются его по формальным причинам – из-за несвоевременной подачи заявления.

 

Конституция России гарантирует, что граждане, убеждениям или вероисповеданиям которых противоречит несение военной службы, могут вместо нее пройти альтернативную гражданскую. Но федеральный закон, регламентирующий направление «пацифистов» на «трудовой фронт», ввел многочисленные ограничения. В частности, как мы писали («Борьба за альтернативу»), не желающие брать в руки оружие вынуждены доказывать наличие убеждений.

 

Полгода на размышление

Среди таких формальных ограничений – требование о сроках подачи заявления. Молодой человек должен выбрать «альтернативку» не менее чем за полгода до начала призывной кампании. Так, гражданин, который должен быть призван на военную службу осенью (с октября по декабря), обязан подать заявление об альтернативной гражданской службе до 1 апреля, а подлежащий весеннему призыву (с апреля по июнь) – до 1 октября предыдущего года. Кроме того, потерявшим право на отсрочку призывникам (например – отчисленным из вузов и в других ситуациях) на подачу заявления предоставляется десятидневный срок.

На первый взгляд, имеющему убеждения призывнику ничего не стоит своевременно отправить в военкомат соответствующую петицию. А оборонному ведомству заблаговременно нужно планировать кампанию и знать о снижении так называемого мобилизационного ресурса. Но на самом деле, вводя «предварительный отбор», военные пытаются отсеять призывников, использующих право на «альтернативку» как последний шанс уклониться от службы. Ведь первоначально призывники пытаются доказать, например, наличие различных болезней, что возможно только при прохождении медкомиссии. Но на этот случай у «комиссаров» есть ответ – подавать заявление об убеждениях уже поздно.

Вопрос о справедливости полугодового срока рассматривался Конституционным судом России, который пришел к «консенсусу». С одной стороны, служители Фемиды сочли установленный порядок логичным, так как необходимость заблаговременно уведомлять военный комиссариат о соответствующем намерении призывника объясняется целью планирования мероприятий призыва. С другой – признали, что право на замену военной службы альтернативной гражданской является непосредственно действующим, а потому федеральный законодатель не вправе его «ограничивать процедурными нормами, принятыми в целях рационализации деятельности государственных органов». Поэтому в случае пропуска установленных сроков по уважительным причинам они могут быть восстановлены судом или иным правоприменительным органом (то есть самой призывной комиссией).

 

Неуважаемые цели

Но практика свидетельствует, что ни военкоматы, ни суды не видят в действиях призывников уважительных причин.

Например, житель города Юрга Кемеровской области Александр Игнатьев подал заявление о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой 20 мая – через десять дней после окончания академической отсрочки. Военкомат де-факто не стал рассматривать представленные призывником доводы по существу и уже на следующий день принял решение об отказе в предоставлении «альтернативки» и отправке молодого человека в армию. Служители Фемиды сочли такие действия законными, поскольку заявление было подано с опозданием – по окончании всех мероприятий по призыву: «За весь период нахождения его на учете в Отделе Военного комиссариата Кемеровской области в г. Юрга и Юргинском районе он ни разу не заявлял о том, что его убеждения или вероисповедание препятствуют ему проходить военную службу. Сведений о наличии таких убеждений у Игнатьева А.И. в его личном деле не имеется», – констатировал Кемеровский областной суд.

Схожее решение было принято и по иску жителя Оренбурга Исмаилова. Он подал заявление о предоставлении «альтернативки» еще 20 февраля, тогда как предоставленная ему академическая отсрочка заканчивалась 30 июня. Но – опять же опоздал, так как весенняя призывная компания длится до 15 июля. «Следовательно, с заявлением о замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу Исмаилов А.С. мог обратиться до 1 октября 2012 года ... При этом заявителем не представлено доказательств того, что срок подачи заявления пропущен по уважительной причине», – постановил Оренбургский областной суд, подтверждая законность принятого призывной комиссией решения.

Не удалось доказать право на «альтернативку» и омичу Косолапову. Он утверждал, что аж с 1997 года является членом общества «Свидетели Иеговы», которое категорически выступает против военной службы. Между тем, рассматривая его дело, суд указал, что о своем вероисповедании молодой человек не сообщил ни при постановке на учет в военкомате, ни во время прохождения сборов. Соответствующее заявление было подано только после принятия решения о призыве. «Уважительных причин пропуска срока подачи данного заявления не представлено. Кроме того, он не предоставил доказательств, убедительно свидетельствующих об его глубоких религиозных убеждениях, а также подтверждающих тот факт, что он является членом религиозной организации «Свидетели Иеговы», что являлось основанием к отказу в удовлетворении заявления», – заключил Омский областной суд.

 

Думай о будущем

А вот другой сторонник секты «Свидетелей Иеговы» – житель Железноводска Ермилов, заблаговременно принял меры: еще в октябре 2010 года, «следуя своей обученной по Библии совести», подал заявление в призывную комиссию о замене ему военной службы на альтернативную гражданскую службу. Военкомат признал его требования обоснованными, однако вместо отправки на «трудовую вахту» предоставил полугодовую отсрочку от призыва по состоянию здоровья, а после – «забыл» о не желающем служить в армии молодом человеке. Когда же гражданин сам обратился в комиссариат, то узнал, что находится в розыске как уклонист. Вместо «альтернативки» военкомы решили отправить его на воинскую службу.

Служители Фемиды признали действия призывной комиссии незаконными. Ведь Ермилов неоднократно обращался с заявлениями о замене военной службы на альтернативную гражданскую, и они были удовлетворены. Не смогли доказать представители военкомата и факта вручения своему подопечному повесток. «Вышеизложенное свидетельствует о несостоятельности решения призывной комиссии, которым отказано заявителю в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой», – констатировал судья Железноводского городского суда Ставропольского края Мухарям Саматов.

 
 

Материал подготовлен при поддержке Европейского Союза

 

>>> Все статьи проекта ПравоНАправо