Единая база данных решений судов общей юрисдикции Российской Федерации
 

Новости

25 июля 2014 г.

«Но вреден север для меня...»

Материал освещает проблему защиты прав пенсионеров

Труженикам заполярных территорий и иных районов с неблагоприятным климатом советское законодательство гарантировало досрочные пенсии и иные льготы в старости. Российские чиновники пытаются забыть про взятые государством обязательства для освоителей арктических широт и Сибири.

 

По закону, проработавшие установленный минимум в районах Севера мужчины и женщины вправе уйти на пенсию в 55 и 50 лет соответственно. Также применяется повышенный так называемый «стажевый коэффициент», а жителям отделенных регионов, желающим встретить старость на «большой земле», компенсируются расходы на переезд.

 

В ответе за политбюро

Многочисленные льготы – на пенсионное, жилищное и иное обеспечение – были гарантированы советским правительством. Например, еще в 1967 году Совет Министров СССР определил перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, освоители которых имели особые права.

Российские законодатели шаг за шагом стали сокращать такие привилегии. Предпринята такая попытка была и в отношении пенсионных прав – принятый в 2001 году Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ» исключил из учитываемого для расчета пенсий стажа ряд льготных периодов, в том числе когда с зарплаты не уплачивались страховые взносы (например – служба в армии, учеба в вузе, нахождение женщины в «декрете» и так далее).

Однако в дело вмешался Конституционный суд России. Он указал на недопустимость придания таким изменениям обратной силы – лишения граждан прав, на которые они могли рассчитывать по ранее действующему законодательству. «С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано», – заключили служители Фемиды.

Между тем в отношении «северян», по мнению Конституционного суда России, указанный принцип был соблюден. Например, право на досрочную пенсию российское законодательство предоставляет гражданам, не менее 15 лет проработавшим в районах Крайнего Севера или не менее 20 лет – в приравненных к ним местностях (при этом общий стаж должен составлять как минимум 25 лет для мужчин и 20 лет для прекрасной половины). Кроме того, время работы в северных районах засчитывается в страховой стаж в полуторакратном размере.

 

Какие наши годы…

Но чтобы получить положенную пенсию, бывшим труженикам приходится порой бороться за каждый день работы. Например, ныне проживающей в Курске гражданке Мильярдт чиновники насчитали стажа работы в районах Крайнего Севера в объеме только 13 лет и 11,5 месяца – до необходимого лимита в 15 лет ей не хватило всего года и 15 дней. Пенсионерке долго пришлось доказывать право включить в стаж время ухода за детьми и не отраженные в трудовой книжке три года активной деятельности. Кроме того, Пенсионный фонд России (ПФР) отказался учитывать в расчетах так называемые «северные надбавки», хотя Мильярдт представила архивные справки об их начислении.

Ленинский районный суд Курска не нашел оснований для перерасчета пенсии. Добиться справедливости пенсионерке удалось только в апелляционной инстанции. Оценив документы ПФР, служители Фемиды пришли к выводу, что даже сами чиновники не отрицали наличия требуемого страхового стажа, а потому выводы первой инстанции об отсутствии оснований для установления повышенного фиксированного базового размера трудовой пенсии были признаны неправомерными.

Иначе конституционные права граждан толковал Орджоникидзевский районный суд Перми, рассмотревший иск гражданина Чернова. ПФР оформил ему досрочную пенсию, но отказался учитывать так называемый спецстаж, гарантированный советским пенсионным законодательством. В него, в частности, из расчета два дня за один засчитывался срок службы в рядах Советской армии.

Однако суд отказал в иске, так как применения закона СССР вправе требовать только полностью отработавшие специальный стаж до 1990 года. Гражданин Чернов сделать это не успел. Кроме того, служители Фемиды пришли к выводу, что в данной ситуации включение или невключение периода службы в Вооруженных силах СССР на права истца не влияет, так как досрочная трудовая пенсия по старости ему уже назначена: «Предусмотренных законом оснований для зачета в льготный стаж периода службы в рядах Советской Армии для оценки пенсионных прав не имеется», – заключил суд.

 

Амурские волны

Достигшие пенсионного возраста жители Севера также имеют право на компенсацию расходов, связанных с переездом в регионы с более благоприятным климатом. Так, за счет региональных бюджетов оплачивается проезд самого пенсионера и членов его семьи, а также перевозка личного имущества (по тонне на каждого выезжающего). В случае отсутствия в соответствующих бюджетах достаточных доходов Министерство финансов РФ должно выделять специальные субвенции из федеральной казны.

На практике эти требования долго не выполнялись, так как чиновники запутались в вопросе источника финансирования. Рассмотрев эту ситуацию, Конституционный суд России признал неопределенность бюджетного законодательства, но указал, что эта проблема «не должна препятствовать реализации неработающими пенсионерами, проживающими в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, права на получение социальной поддержки в виде компенсации расходов, связанных с переездом на новое место жительства».

Несмотря на такие обязательные для всех чиновников выводы, добиваться законных выплат гражданам приходится через суд. Такой иск к Министерству финансов РФ предъявил бывший житель Комсомольска-на-Амуре – адвокат Котиков, в 2013 году переехавший в Санкт-Петербург. Тверской районный суд Москвы (по месту нахождения финансового ведомства) принял решение взыскать за счет федеральной казны расходы по отправке контейнера, подтвержденные договором транспортной экспедиции и квитанциями ОАО «РЖД». Вместе с тем служители Фемиды сочли необоснованными заявленные истцом затраты по оплате проживания в гостиницах и кемпингах, а также на покупку горюче-смазочных материалов.

 


Материал подготовлен при поддержке Европейского Союза

 

>>> Все статьи проекта ПравоНАправо