Новости
Пенсионная реституция
Нередко суды не только взыскивают деньги в пользу пенсионеров, но и наоборот – рассматривают иски Пенсионного фонда России (ПФР) о возврате ошибочно переплаченных пенсий.
Чаще всего такие иски предъявляются к получателям пенсии по потере кормильца, а также к наследникам умерших пенсионеров. Помимо самой переплаты, ПФР нередко требует с ответчиков проценты за пользование чужими (то есть государственными) деньгами, а суд еще и взыскивает госпошлину.
Мы все учились понемногу...
По закону, право на социальную пенсию по случаю потери кормильца после смерти одного из родителей имеют дети в возрасте до 18 лет. Она также продолжает выплачиваться и совершеннолетним, обучающимся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов (кроме дополнительного образования), но максимум до 23 лет. При этом такой «молодой пенсионер» должен безотлагательно информировать ПФР об обстоятельствах, влекущих изменение или прекращение выплаты пенсии.
Но нередко студенты забывают о такой обязанности, а порой надеются скрыть от чиновников факт отчисления или окончания учебного заведения. В такой ситуации оказалась, например, жительница Томска Ульяна Ишина. По достижению совершеннолетия она обратилась в ПФР с заявлением о продлении выплаты пенсии по потере кормильца, представив в качестве подтверждения соответствующего права справку о поступлении в Новосибирский государственный аграрный университет. ПФР счел ее ходатайства обоснованными и принял решение выплачивать пенсию еще пять лет – до окончания обучения.
Только через полтора года чиновникам стало известно, что, не проучившись даже одного семестра, Ульяна Ишина была отчислена из вуза, причем по собственному желанию. Но информировать об этом ПФР экс-студентка не стала, а аккуратно получала начисляемую ей пенсию. Выявив такой подлог, фонд подал иск о взыскании с недобросовестной пенсионерки необоснованно выплаченной суммы.
Закон предусматривает, что в случае несвоевременного представления обязательных сведений в ПФР виновные должны возместить фонду причиненный ущерб. В то же время Гражданский кодекс РФ предусматривает своего рода иммунитет – не допускает требовать возврата в качестве неосновательного обогащения пенсий и иных социальных платежей, но – только при отсутствии недобросовестности со стороны должника или счетной ошибки.
Ответчица пыталась уклониться от участия в судебном заседании: не получала повесток и не открывала дверь, хотя соседи подтвердили факт проживания. Не дождавшись информированную надлежащим образом девушку, суд рассмотрел дело в ее отсутствие. ПФР представил доказательства выплаты пенсии (ведомости почтовой службы) и приказ ректора вуза об отчислении студентки. Признав факт причинения убытков и незаконных действий Ульяны Ишиной доказанным, Ленинский районный суд Томска взыскал с экс-студентки спорную переплату, почтовый сбор за перевод пенсии и уплаченную при подачи иска госпошлину.
Процентное преумножение
Схожее дело рассмотрел против несостоявшейся учащейся Краснотурьского колледжа искусств Поповой Пригородный районный суд Свердловской области. Она, также будучи отчисленной по собственному желанию, продолжала получать пенсию. По словам самой девушки, в колледже ей сказали, что сами информируют ПФР о прекращении учебы, а ей обращаться нужно только после трудоустройства.
В то же время помимо суммы переплаченной пенсии фонд требовал взыскать начисленные на нее проценты, исходя из учетной ставки Банка России (8,25 годовых). Служители Фемиды, обязывая г-жу Попову вернуть необоснованный доход, умерили «аппетиты» чиновников. Ведь начисление процентов за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания или уклонения от их возврата предусмотрено Гражданским кодексом РФ, который применяется только к гражданско-правовым отношениям. «К имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется», – констатировал суд, отклоняя требование ПФР о начислении процентов.
Жизнь после жизни
Также иски о взыскании переплат предъявляются к наследникам пенсионеров. Ведь информация о смерти пожилых людей нередко приходит с опозданием, а банк продолжает зачислять поступления на счет пенсионера. Эти деньги переходят к наследникам, хотя об их происхождении они могут даже не знать (в некоторых банках информация о плательщике перевода в обычной выписке не указывается).
В этой ситуации оказался житель Самары Шевченко. ЗАГС несвоевременно информировал ПФР о смерти его родственницы, а потому пенсия продолжала поступать на счет в Сбербанке. Когда чиновники «очухались» и направили в кредитную организацию запрос о возврате ошибочно перечисленных сумм, выяснилось, что наследники уже получили накопления умершего и закрыли счет.
Иск о взыскании переплаты и начисленных на нее процентов был предъявлен наследнику – гражданину Шевченко. Отрицая свою ответственность, он указывал, что поступившие на лицевой счет его родственницы средства были обезличены, и данные в выписке не свидетельствуют, что эти деньги являются пенсионными выплатами. Суд принял эти доводы лишь частично: поскольку ответчик не обязан был информировать фонд о смерти родственницы и не знал об источнике зачисленных на счет средств, он не должен уплачивать и проценты за пользование чужими денежными средствами. Тогда как основную сумму переплаты необходимо вернуть. «Указанные перечисления были произведены уже после смерти, в связи с чем данные денежные средства не могут входить в состав наследственной массы, а, следовательно, права на их получение ответчик не имел», – заключил Самарский областной суд.