Единая база данных решений судов общей юрисдикции Российской Федерации
 

Новости

22 августа 2014 г.

ГАРАНТ: Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за июль 2014

Материал подготовлен с помощью аналитического инструмента для построения обзоров изменений законодательства в составе сервисного информационного продукта ПРАЙМ системы ГАРАНТ

 

 

Обзор судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел, связанных с садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями, за 2010-2013 год (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 2 июля 2014 г.)

Проанализирована практика по спорам с участием садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений.

Рассмотрены вопросы как материального, так и процессуального права.

Выделены особенности относительно вступления в подобные объединения и выхода или исключения из них.

В частности, отмечается, что принятие в члены объединения относится к исключительной компетенции общего собрания его членов (собрания уполномоченных). Членами товарищества могут быть те граждане, которые имеют участки в его границах.

Указывается, что членом некоммерческого объединения можно стать и в порядке наследования.

Для того, чтобы добровольно выйти из объединения, не требуется решения общего собрания (т. к. это не исключение из него).

Разобраны некоторые моменты, касающиеся уплаты членских взносов, пользования общим имуществом объединения, признания права собственности на землю в его границах.

Устройство асфальтового покрытия дороги за счет личных средств членов товарищества само по себе не влечет возникновения у них права собственности на дорогу как объект недвижимости (расположенный на землях общего пользования, являющихся собственностью такого товарищества).

Размер членских взносов может быть установлен в зависимости от площади земли, принадлежащей лицу, или определен в величине, кратной количеству его участков.

Относительно споров об определении границ участков подчеркивается следующее.

Местоположение границ участка, находящегося на землях объединения, определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на участок.

Если такого документа нет, принимаются во внимание сведения из документов, определяющих местоположение границ участка при его образовании.

В акте согласования границ при проведении кадастровых работ может и не быть подписи смежного землепользователя.

Этот факт служит основанием для того, чтобы признать недействительными результаты межевания, лишь тогда, когда нарушены права и интересы смежного землепользователя.

Кроме того, Президиум ВС РФ напомнил, что с 01.09.2014 вступают в силу масштабные поправки к ГК РФ.

Согласно этим изменениям к некоммерческим партнерствам будут применяться нормы ГК РФ об ассоциациях (союзах), а к садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим товариществам - о товариществах собственников недвижимости.

 

Обзор практики судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда РФ за первое полугодие 2014 года (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 2 июля 2014 г.)

Подведены итоги работы СК по уголовным делам ВС РФ за первое полугодие 2014 г.

Приведены примеры применения обратной силы закона при переквалификации содеянного (по преступлениям, связанным с оборотом наркотиков).

Проиллюстрированы ошибки, допускаемые судами при квалификации некоторых преступлений.

В частности, приведен пример, в котором приговор был отменен из-за того, что суд не установил, в чем выражались действия подсудимого по незаконному изготовлению оружия.

Выделены некоторые моменты, связанные с назначением судами наказаний в т. ч. по совокупности преступлений и приговоров.

Так, указывается, что явка с повинной должна быть признана смягчающим наказание обстоятельством несмотря на отказ от нее и непризнание вины.

Указаны некоторые особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних.

Относительно оказания юрпомощи адвокатами иностранного государства в России указывается следующее.

Такое допускается только по вопросам права данного иностранного государства, если адвокат был зарегистрирован органом юстиции в спецреестре.

Отмечены некоторые моменты, связанные с производством в суде с участием присяжных заседателей.

Вопрос о недопустимости доказательств суды должны рассматривать в ходе разбирательства в отсутствие присяжных заседателей.

Прения сторон в таких процессах должны проводиться лишь в пределах вопросов, подлежащих разрешению присяжными.

Отсутствие в вопросном листе сведений о событии преступления (день, месяц и год его совершения) и наличие противоречий в ответах присяжных заседателей могут повлечь отмену приговора.

Непредоставление подсудимому последнего слова может также стать основанием для отмены приговора.

Рассмотрены определенные особенности производства по делам в отношении отдельных категорий лиц.

Подчеркивается, что такой особый порядок возбуждения уголовного дела в отношении зарегистрированного кандидата в депутаты распространяется на него только на период его участия в выборах.

 

Обзор практики рассмотрения в 2013 году областными и равными им судами дел об усыновлении детей иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также гражданами РФ, постоянно проживающими за пределами территории РФ (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 2 июля 2014 г.)

Проведено обобщение практики по вопросам международного усыновления за 2013 г.

Имеется в виду усыновление детей иностранцами, апатридами и россиянами, которые постоянно проживают за рубежом.

В целом отмечена тенденция к снижению такого рода дел.

Указана статистика по усыновлению российских детей с разбивкой по конкретным странам.

На конкретных примерах разобраны обстоятельства, которые учитывали суды.

В частности, суды выясняли мнение ребенка и его родственников относительного такого усыновления с соответствующим его переездом за рубеж.

В отдельных ситуациях суды отказывали в усыновлении по причине наличия языкового барьера с ребенком и трудностей в его преодолении.

В тех случаях, когда заявители ранее уже усыновляли детей, в т. ч. из России, суды исследовали обстоятельства того, насколько успешно эти лица справляются со своими родительскими обязанностями.

Приведены примеры документов, которые принимались в качестве доказательства отсутствия у заявителей заболеваний, препятствующих усыновлению.

Подчеркивается, что суды стали более ответственно подходить к исследованию и оценке законодательства иностранного государства, гражданами которого являлись усыновители.

Вместе с тем обращается внимание на то, что все-таки имеются решения, в которых не отражено, какое конкретно законодательство иностранного государства исследовалось и к какому выводу пришел суд.

Указывается на то, что такие ошибки суды должны устранять.

Выделены основные причины отказа в усыновлении.

Среди них - отказ ребенка от усыновления; несоответствие его возраста пожеланиям заявителей; отсутствие эмоциональной привязанности к усыновителям; значительная разница в возрасте между ними и ребенком, не отвечающая в т. ч. требованиям иностранного законодательства.

Приведены случаи, когда суды выносили частные определения.

 

Обзор практики по рассмотрению в 2012-2013 годах дел по спорам, связанным с привлечением государственных и муниципальных служащих к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных проступков (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30 июля 2014 г.)

Проанализирована практика по спорам о привлечении к ответственности государственных и муниципальных служащих за 2012-2013 годы.

Речь идет о дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных проступков.

В целом отмечено, что подобные споры инициировались не только самими служащими, но и прокурорами, которые требовали расторгнуть с ними контракты.

Выделены основные причины применения данных взысканий к служащим.

Это ведение служащими предпринимательской деятельности; непредставление сведений о своих доходах (имуществе, обязательствах), супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо направление заведомо недостоверных или неполных данных.

Также указанной причиной служило непринятие мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого был служащий.

На конкретных примерах разобраны как сами основания привлечения к дисциплинарной ответственности, так и порядок ее применения.

Отмечено, что единственное основание для подобной ответственности - дисциплинарный проступок, в т. ч. коррупционный.

Поэтому для наступления подобной ответственности не требуется, чтобы в отношении служащего были совершены уголовно-процессуальные действия, в т. ч. его задержание, возбуждение уголовного дела.

Соответственно, отказ в возбуждении уголовного дела в отношении служащего сам по себе не является основанием для того, чтобы освободить его от дисциплинарной ответственности.

По закону служащий обязан сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов, а также принимать меры для его предотвращения.

Поясняется, что в основе такого конфликта лежит заинтересованность именно материального свойства.

Непринятие служащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он выступает, является основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности.

Обязанность представлять сведения о доходах (имуществе, обязательствах) возлагается на служащих в зависимости от включения занимаемых ими должностей в соответствующие перечни.

Близкое родство или свойство служащих само по себе не является основанием для прекращения служебных отношений.

Указывается, что дисциплинарные взыскания применяются не позднее месяца со дня поступления информации о совершении проступка.

 

Решение Верховного Суда РФ от 15 июля 2014 г. N АКПИ14-576 О признании недействующим пункта 74 Методических рекомендаций по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утв. приказом Министерства регионального развития РФ и Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 мая 2006 г. N 58/403

Приказом Минрегиона России и Минздравсоцразвития России были утверждены методические рекомендации по применению правил предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, предусматривающие, в частности, следующее. Если помимо заявителя и членов его семьи по месту жительства в данном жилом помещении зарегистрированы иные граждане, то при определении расходов на оплату жилья и коммунальных услуг заявителя и членов его семьи применяется региональный стандарт нормативной площади жилого помещения, приходящийся на одного члена семьи. Ее численность принимается равной количеству всех граждан, зарегистрированных в данном жилом помещении по месту жительства, независимо от основания их проживания и наличия (отсутствия) у них самостоятельного права на субсидию.

Приведенный пункт методических рекомендаций признается недействующим со дня принятия.

Указанный пункт содержит правила, регламентирующие определение расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданина и членов его семьи, подлежащие применению при установлении права на субсидию и расчете ее размера. При этом численность семьи гражданина принимается равной количеству всех граждан, зарегистрированных в жилом помещении по месту жительства, независимо от основания их проживания и наличия (отсутствия) у них самостоятельного права на субсидию. Данные положения безусловно затрагивают права граждан, поскольку касаются реализации ими права на субсидии, предусмотренного Жилищным кодексом РФ.

Кроме того, методические рекомендации носят межведомственный характер.

В силу этих обстоятельств акт, содержащий данные положения, подлежал регистрации в Минюсте России и официальному опубликованию. Но методические рекомендации перед введением их в действие не прошли госрегистрацию в Минюсте России и не были официально опубликованы в установленном порядке. Поэтому их положения не могут считаться вступившими в силу и служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений.

 

Досье на проект федерального конституционного закона N 402643-6 "О внесении изменения в статью 6 Федерального конституционного закона "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" (разграничение между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации финансового обеспечения деятельности мировых судей) (внесен Верховным Судом РФ) (подписан Президентом РФ)

01.07.2014 Государственная Дума приняла во втором чтении и в целом поправки к Закону о судах общей юрисдикции.

За финансовое обеспечение деятельности мировых судей отвечают регионы. Исключение - оплата труда и соцвыплаты.

Поправками к исключениям планируется также отнести обеспечение жильем судей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

За финансирование по исключениям отвечает Судебный департамент при ВС РФ.

 

Досье на проект федерального закона N 402657-6 "О внесении изменения в статью 10 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" (по вопросу обеспечения мировых судей жилыми помещениями) (внесен Верховным Судом РФ) (подписан Президентом РФ)

01.07.2014 Госдума рассмотрела и приняла в целом поправки, касающиеся обеспечения мировых судей жилыми помещениями.

Предлагается прописать, что указанное жилищное обеспечение является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется через органы Судебного департамента при ВС РФ.

Речь идет о мировых судьях, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

  


Для ознакомления с информационно-правовым обеспечением ГАРАНТ можно обратиться к официальному партнеру компании ГАРАНТ в вашем городе.

 

ИКК «ГАРАНТ ИНТЕРНЭШНЛ»
Телефон: (812) 325-63-22, 320-21-51

www.garant.spb.ru