Единая база данных решений судов общей юрисдикции Российской Федерации
 

Новости

7 марта 2014 г.

Правильно приложить руку

Материал освещает проблему защиты прав инвалидов

Многие инвалиды в силу неспособности прочесть документ или владеть рукой не могут подписать документы. Формально закон предусматривает несложную процедуру решения такой проблемы, но она слабо защищает и инвалида, и его родственников.

 

Гражданин, не способный в силу физических недостатков, тяжелой болезни или неграмотности собственноручно подписать бумагу, вправе пригласить так называемого рукоприкладчика – доверенное лицо, которое поставит свой «автограф». Такой документ (завещание, доверенность и прочие) должен быть удостоверен нотариусом или уполномоченным чиновником. Кроме того, чужая подпись на доверенностях на получение зарплаты, пенсии или пособий, а также писем и иной корреспонденции, может быть заверена работодателем, учебным заведением или главврачом больницы.

 

Документальная слепота

Но вокруг таких завещаний и доверенностей нередко разгораются драматические события. Например, при попытке получить наследство петербурженка Людмила Назаркова неожиданно узнала, что квартира ушедшей в мир иной родственницы (назовем ее Валентиной) давно продана. Находясь в больнице, собственница якобы в присутствии нотариуса оформила доверенность некоему агенту, который от ее имени и совершил спорную сделку. Причем дальше наблюдалась традиционная процедура «заметания следов» – быстрая перепродажа жилья через несколько лиц, чтобы последний мог считаться «добросовестным приобретателем».

Валентина по непонятным для законных наследников причинам сама не подписывала доверенность, а предложила это сделать тому самому рукоприкладчику. Такое обстоятельство вызвало сомнения и у служителей Фемиды. Коллегия Санкт-Петербургского городского суда пришла к выводу, что «привлечение рукоприкладчика для подписания доверенности в связи с тяжелой болезнью доверителя возможно в случае, когда его болезненное состояние является настолько тяжелым, что он не может самостоятельно расписаться». Доказательства, что страдающая бронхитом Валентина имела иные болезни, и они мешали пациентке писать, представлены не были. «Вывод о том, что сами оспариваемые доверенности подтверждают то обстоятельство, что указанные доверенности за Валентину были подписаны рукоприкладчиком ввиду ее болезни, не может быть признан правомерным», – констатировал суд.

Иначе служители Фемиды оценили завещание, оформленное умершей жительницей Кемерово (именуем ее Марией). Иск подал родной брат покойной, удивленный появлением некой правнучки. В спорной квартире она прописалась незадолго до смерти Марии. На ее имя было оформлено и завещание, подписанное опять же рукоприкладчиком.

Имеющиеся медицинские документы подтверждали, что умершая была инвалидом по зрению и практически ничего не видела. Более того, по утверждению самого истца, у Марии были повреждены еще и руки. Тогда как, оформляя завещание, нотариус подробно описал дефекты зрения, не позволяющие пациентке самостоятельно прочитать текст. Поэтому он был ей прочитан, а подпись поставил рукоприкладчик. Также при совершении сделки присутствовали медицинские и социальные работники. Поскольку в объективности и независимости их свидетельств суд не сомневался, иск был отклонен.

 

Печать на доверии

Для оформления завещаний и доверенностей инвалиды по зрению могут привлекать рукоприкладчиков и обращаться к нотариусам. А что делать, если не видящий или не способный держать авторучку гражданин хочет совершить банковскую операцию?

Для защиты прав таких граждан Правительство России уже внесло в Госдуму законопроект, предусматривающий возможность при осуществлении кассового обслуживания использования факсимильного воспроизведения подписи на документах. Причем такое право получают не все, а только инвалиды по зрению, предъявившие выданное федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы заключение. Также они должны будут единожды удостоверить у нотариуса свидетельство о тождественности факсимильного воспроизведения (печатки) собственноручной подписи.

Законопроект предусматривает, что служащие кредитной или иной осуществляющей денежные операции организации обязываются зачитать подписываемый (точнее говоря – штампуемый) инвалидом документ и устно разъяснить ему его содержание. Законотворцы убеждены, что делать это они будут честно, – в противном случае рискуют оказаться на скамье подсудимых за обман (мошенничество).

Правда, механизмов выявления такого обмана и контроля в документе не прописано. Порядок информирования инвалидов поручено разработать и утвердить Банку России. Не исключено, что финансовые организации обяжут фиксировать факт использования факсимиле с помощью видеозаписи. В конфликтной ситуации она поможет установить, как спорный документ был разъяснен незрячему клиенту, он ли сам и добровольно ли использовал факсимиле.

Но пока (на апрель 2014 года) этот проект принят только в первом чтении.

 

 


Материал подготовлен при поддержке Европейского Союза

 

>>> Все статьи проекта